24 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.05.2023 (по Шафии)

1.Можно ли заключать сделку мугараса?

Мугараса (плодовая издольщина) – это вид партнёрства, где одна из сторон предоставляет свободный от деревьев участок земли другой стороне для посадки деревьев на условиях последующего раздела деревьев и плодов в определённом соотношении между ними.

Данная сделка не является действительной и не имеет под собой религиозно-канонической силы. Однако если две стороны заключили такую сделку, то деревья принадлежат хозяину саженцев, и он должен заплатить арендую плату хозяину земли (в случае когда саженцы принадлежат работнику). А если хозяином саженцев является владелец земли, то деревья остаются ему, и он должен оценить и оплатить труд работника. А если хозяином земли является работник, то он заслуживает плату за свою работу и аренду за землю.

(«Ианат ат-Талибин»)

2.Если после дарения имущества, например квартиры, только на словах, без передачи документов на неё и ключей второму лицу, даритель скончался, имеют ли наследники этого человека право претендовать на эту недвижимость или она принадлежит одариваемому?

Подарок, или дарение, относится к категории благотворительных сделок.

С религиозной точки зрения сделки делятся на две категории:

1) взаимообмен, например купля-продажа, аренда, салям и т. д., когда каждая сторона передаёт и получает что-нибудь ценное взамен;

2) благотворительные сделки, например дарение или дозволенное (халяль) кредитование, когда одна из сторон не получает материальной выгоды.

Взаимообмен получает статус завершённой сделки по факту её заключения и расставания сторон с места, где её заключили, а для благотворительных сделок этого недостаточно.

Благотворительные сделки, кроме обета, становятся завершёнными только по факту получения второй стороной предмета сделки во владение после заключения сделки с согласия благотворителя. Соответственно, сделку, которая не завершена, при желании можно расторгнуть даже в одностороннем порядке.

В случае же смерти одной из сторон благотворительной сделки, например дарителя, его права по сделке переходят к его наследникам, и они могут как продолжить сделку, осуществив желание их покойного родственника, так и расторгнуть её.

Примечание:

Если человек даст обет (назр) что-то определённое отдать конкретному человеку, то тот становится хозяином этого предмета сразу после того, как хозяин произнесёт слова назра, даже если факта получения на руки не было.

(«Аль-мавсуа аль-Фикхия», «Тухфат аль-Мухтадж»)

3.Переходит ли наследственное имущество (ирс) от отца-мусульманина к сыну-немусульманину и наоборот?

Существует несколько причин, препятствующих получению наследственного имущества, кому бы оно ни принадлежало: отцу, дедушке и т. д. Одной из этих причин является неверие (куфр) наследодателя или наследника. Следовательно, если наследник является неверующим, будь это брат, сын, супруга и т. д., то от наследодателя-мусульманина (отца, мужа и т. д.) он ничего из имущества не получит. Также, если наследодатель, например отец, – немусульманин, то от него тоже ничего не переходит наследникам-мусульманам.

Наследственное имущество не получают от вероотступника, как не получает наследства и сам вероотступник, даже если он примет Ислам сразу после смерти наследодателя.

Как довод к вышесказанному решению учёные приводят хадис, переданный от Усамы ибн Зайда رضي الله عنه, что Пророк ﷺ сказал: «Мусульманин не наследует имущества неверующего, и неверующий не наследует имущества мусульманина» (аль-Бухари, Муслим).

Примечание:

Имущество наследодателя-вероотступника следует расходовать на общее благо мусульман, например на строительство мечетей, дорог, проведение воды и т. п.

Если оба (наследник и наследодатель) неверующие, то право на наследование они не теряют.

(«Тухфат аль-Мухтадж», «Хашия аш-Ширвани», «Нихаят аль-Мухтадж»)

4.Можно ли употреблять в пищу мускатные орехи?

Делать это не разрешается. Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Аль-фатава аль-Фикхия аль-кубра» подробно отвечает на этот вопрос, где, комментируя слова Ибн аль-Имада, говорит: «...Нет сомнения в запрете мускатного ореха из-за его опьяняющего или одурманивающего свойства».

Однако употребление мускатных орехов в небольшом количестве, не способном вызвать помутнение разума, например как приправу, не запрещено.

5.Нарушается ли намаз, если из-под одежды в области, которую нужно прикрывать при совершении намаза, выступают волосы?

Как известно, одним из условий действительности намаза является закрытие аврата непросвечивающим материалом. Для мужчин это прикрытие того, что находится между пупком и коленями, а для женщин – всё тело, кроме кистей рук и овала лица.

Если в намазе из-под одежды в области, которую нужно прикрывать при совершении намаза, будет выступать хотя бы один волос, то намаз считается недействительным, так как волосы тоже являются авратом, который необходимо покрывать, как и кожу.

 («Канз ар-Рагибин», «Хашия аль-Кальюби»)

6.Может ли продавец поставить условие, что при обнаружении покупателем в купленном товаре недостатка замене и возврату тот не подлежит или подлежит лишь замене, но не возврату?

Если человек, продавая животное или что-либо другое из имущества, поставит условие покупателю, что при обнаружении в нём какого-либо брака, который обесценивает товар или делает его неполноценным, он не примет товар обратно, то сделка с таким условием будет действительной. Подобное условие служит неким гарантом качества и отсутствия недостатка в данном товаре.

Однако при обнаружении покупателем в нём прежнего изъяна, скрытого или явного, товар подлежит возврату, за исключением животного, в котором нашли скрытый недостаток, при условии, что продавец и покупатель не знали об этом недостатке. В этом случае продавец имеет право отказать в расторжении сделки.

Во всех остальных случаях при обнаружении прежнего недостатка, который обесценивает товар или же делает его неполноценным (например, обнаружение явного недостатка в животных или любого недостатка, явного или скрытого, в остальных вещах) покупатель имеет право на расторжение сделки и возврат товара.

 («Тухфат аль-Мухтадж», «Хашия аш-Ширвани», «Мугни аль-Мухтадж»)