20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.05.2023 (по Ханафи)

Расскажите, пожалуйста, о посте в месяце Шавваль.

В хадисе, переданном от Абу Аюба аль-Ансари t, сообщается, что тот, кто по окончании поста в месяце Рамадан станет соблюдать шесть дней поста в месяце Шавваль, будет подобен тому, кто постился весь год.

В связи с этим к нам поступает множество вопросов о том, как соблюдать этот пост: непрерывно или с интервалами, после восстановления пропущенных постов в Рамадане или до, в какие дни, в какое время и т. д.

По этой причине мы решили дать ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по этой теме:

1. В соответствии с ханафитским мазхабом дозволено соблюдать дополнительный пост в месяце Шавваль до восстановления пропущенных постов в Рамадане.

Женщины, путники, а также пропустившие несколько дней поста в Рамадане по причине болезни или любой другой уважительной причине, и даже те, кто пропустил пост без уважительной причины, могут соблюдать пост в месяце Шавваль с условием обязательного последующего возмещения всех долгов поста в месяце Рамадан.

Однако если есть возможность восстановить пропущенные дни поста в Рамадане, а затем соблюсти шесть дней поста в месяце Шавваль, то сделать это является более предпочтительным.

Тем не менее, дозволено поступить наоборот, если человек не успевает или боится, что не успеет соблюсти шесть дней в Шаввале до окончания месяца.

 2. Желательный (суннат) пост в Шаввале необходимо соблюдать только в течение него. Если человек не успел сделать этого до окончания месяца, то на нём нет греха, поскольку этот пост не является обязательным. Пост в месяце Шавваль можно соблюдать сразу же после дня празднования Ураза-байрама (Ид аль-Фитр), и это день праздника.

То есть со второго числа месяца Шавваль можно приступить к восстановлению пропущенных постов Рамадана или к дополнительному посту в Шаввале.

 3. Те, кто вообще не соблюдал пост в месяце Рамадан, также могут соблюдать пост в месяце Шавваль, даже если они пропустили обязательный пост без уважительной причины.

 4. Все шесть дней поста в Шаввале можно соблюдать как непрерывно, так и с интервалами.

 («Хашияту Тахтави»)

2.Если муж и жена разводятся и не могут прийти к взаимному согласию, то кто получает опеку над детьми?

Право на опеку над ребёнком различается в зависимости от пола и возраста ребёнка.

 Мальчик: Мать имеет право опеки с момента рождения до достижения мальчиком 7-летнего возраста.

Отец имеет право опеки с 7-летнего возраста до его совершеннолетия (булюг).

Когда мальчик достигает возраста половой зрелости, он волен жить с кем захочет или даже самостоятельно, если пожелает.

Девочка: Мать имеет право на опеку с момента рождения до достижения половой зрелости.

Отец имеет право опеки с момента полового созревания до вступления в брак.

Если даже опека над ребёнком будет принадлежать одному из родителей, то другому, не являющемуся опекуном, даётся право на посещение ребёнка. Лишение законного родителя или родителя, не являющегося опекуном, права на посещение ребёнка запрещено. Время посещения ребёнка – это вопрос, который должен быть решён по обоюдному согласию. Необходимо разработать график, удобный для всех сторон.

Среди обстоятельств, лишающих законного опекуна права на опеку, можно назвать следующие:

1. Безнравственность опекуна, например если опекун является аморальным человеком, вовлечённым в прелюбодеяние, употребление алкоголя, наркотиков, воровство, открыто совершающим запретные действия в религии, которые влияют на воспитание ребёнка.

2. Недееспособность опекуна также приводит к отказу в праве на опеку. Сюда относится психическая нестабильность.

3. Если мать содержит ребёнка с людьми, которые презирают его или жестоко обращаются с ним, например такое отношение он испытывает от отчима.

4. Если женщина, на которую возложена опека, выходит замуж за человека, не являющегося махрамом (кровным родственником) ребёнка, то она теряет своё право на опеку.

Махрам – это человек, с которым запрещено вступать в брак. Следовательно, если мать выйдет замуж за того, кто не является для ребёнка махрамом, она теряет право на опеку. Однако право на опеку сохраняется на её семье, поскольку опекунство перейдёт к её матери, которая является бабушкой ребёнка (в порядке вышеуказанной последовательности). Другими словами, у отца не будет права на опеку (по причине брака), пока ребёнку мужского пола не исполнится 7 лет, а женского – до половой зрелости.

Но если мать выйдет замуж за любого махрама ребёнка, то она сохранит право опеки над ним. Например, девочка не может выйти замуж за своего дядю по отцовской линии, поэтому такой дядя будет считаться для неё махрамом. Таким образом, если мать выйдет замуж за дядю ребёнка по отцовской линии (то есть за брата своего бывшего мужа), то она сохранит право на опеку.

Что касается содержания детей, то это обязанность отца, независимо от того, с кем находится ребёнок. Отец несёт полную ответственность за содержание своего ребёнка, даже если он находится на попечении матери, и впоследствии, когда переходит под опеку отца; до тех пор, пока сын не сможет зарабатывать сам, а дочь не выйдет замуж.

 («Фатава ль-Хиндия»)

3.Скажите, пожалуйста, грех ли, если я в магазине уронила пачку ванилина? У меня куча вещей была на кассе, и я не вернулась её положить. Можно я потом, когда пойду в магазин, отдам им деньги за эту пачку?

Если вы испортили её, то, конечно же, нужно будет  возместить её стоимость. В ином случае, оттого что просто уронили и не смогли поднять, возмещать вы не должны. И за то, что уронили нечаянно, греха не будет. Но стоило после поднять её или хотя бы сообщить работникам.

4.Обязательно ли возмещать пропущенные обязательные (фарз) намазы?

Да, конечно. Все фарз-намазы, пропущенные с наступления совершеннолетия, необходимо возместить. Тот, кто обязан совершать намаз и упустил время его совершения, обязан его восполнить. Умышленное неисполнение фарз-намаза является одним из больших грехов перед Создателем. Если человек упустил выполнение намаза по забывчивости или по другой уважительной причине, то его также необходимо возместить. За такой пропуск намаза греха нет, однако возместить всё равно обязательно нужно. И при возмещении человек уже не получит той награды, которую он получил бы, если бы совершил намаз вовремя. Если же он не восполнит этот намаз до конца жизни, то это будет грехом.

Однажды на Медину напали многобожники, и из-за них верующие не смогли совершить несколько намазов. После этого Пророк Мухаммад ﷺ велел Билялу u прочитать азан и икамат, и они возместили намазы.

Есть хадисы, указывающие на обязательность возмещения намазов. В одном из них говорится, что Пророк r сказал: «Кто забыл совершить намаз, пусть совершит его, когда вспомнит. Нет для него другого искупления, кроме как это» (аль-Бухари, Муслим). В другом достоверном хадисе говорится: «Для того, кто забыл совершить намаз или проспал его, искуплением будет его возмещение, как только вспомнит». И если необходимо возмещать намазы, пропущенные по уважительной причине, и нет иного искупления, кроме как это, то возмещать намазы, пропущенные без уважительной причины, тем более необходимо.

(«Марак иль-Фалях»)

подготовил Мухаммад-фарук Азимов. тел.: +7 967 939 65 62