Мы можем своим состоянием души повлиять на человека, улучшая его духовное состояние или, наоборот, нанося ему вред. При этом вред может быть нанесён не только здоровью человека, но и его имуществу. Одним из таких взаимодействий является сглаз.
Существование сглаза является истиной, и сглазить может любой человек, даже самого себя и своё имущество. Но в большинстве случаев сглаз исходит от завистника. В изречении Посланника Господа ﷺ говорится: «Когда один из вас увидит в себе, или в своём имуществе, или в своём брате то, что ему нравится, то пусть прочитает мольбу с пожеланием благодати, поистине сглаз является истиной» (Ибн Маджах).
В другом хадисе сказано: «Дурной глаз – истина. Он вводит верблюда в кастрюлю, а человека – в могилу» (Абу Нуайм).
В хадисе Пророка ﷺ, который передаётся от Ибну Аббаса رضي الله عنه, сказано: «Сглаз является истиной. И если бы что-то могло опередить предопределение Всевышнего, то это был бы сглаз. И когда вас попросят омыться, то вы сделайте это» (Муслим).
Если стало известно, что кого-либо сглазили, и определили того, кто сглазил, нужно попросить его, чтобы он искупался, и в этой же воде искупался пострадавший от сглаза.
Абу Умама ибн Сахль ибн Ханиф رضي الله عنه рассказал: «Амир ибн Рабия искупался по повелению Посланника Аллаhа ﷺ из-за того, что он сглазил Абу Сахля ибн Ханифа, и этой же водой облили Сахля, и он исцелился» (Ахмад, ан-Насаи).
Если вы увидели или услышали что-то, что вам очень понравилось, то, чтобы предотвратить сглаз, желательно сказать (смысл): «Прибегаю к защите совершенных слов Аллаhа ﷻ от Его гнева и Его кары, от зла Его рабов, от наущений шайтанов (демонов) и от того, чтобы они являлись ко мне»; «О Аллаh ﷻ, благослови его».
Сглаз может исходить и от людей, и от джиннов. От Умму Саламы رضي الله عنه передаётся, что, когда Пророк ﷺ увидел в её доме девушку, на лице которой было тёмное пятно, он сказал: «Читайте над ней мольбы (рукъя) от сглаза, ибо, поистине, её сглазили» (аль-Бухари, Муслим).
Чтобы защититься и избавиться от сглаза, необходимо часто читать суры «Аль-Фатиха», «Аль-Фаляк», «Ан-Нас» и аят «Аль-Курси». Передаётся от Абу Саида аль-Худри رضي الله عنه: «Посланник Аллаhа ﷺ обращался ко Всевышнему с мольбами о защите от джиннов и дурного глаза до тех пор, пока не были ниспосланы суры «Аль-Фаляк» и «Ан-Нас», после чего он стал читать их и отказался от всего прочего» (ат-Тирмизи).
Желательно также читать следующую мольбу (дуа), которую часто читал Пророк ﷺ, прося защиты для Хасана رضي الله عنه и Хусейна رضي الله عنه (внуки Пророка ﷺ, сыновья его дочери Фатимы رضي الله عنها): «Аузу би-кялимати Ллаhи т-таммати мин кулли шайтанин ва hамматин ва мин кулли айнин лaмматин». Смысл: «Прибегаю к совершенным словам Аллаhа ﷻ, чтобы они защитили вас от всякого шайтана, ядовитого насекомого и от всякого дурного глаза» (аль-Бухари).
От Усмана ибн Аффана رضي الله عنه передаётся, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Ничто не повредит тому рабу Аллаhа ﷻ, который каждое утро и каждый вечер будет по три раза говорить: «БисмиЛлahи ллaзи лa язурру маа исмиhи шайун фи ль-арзи ва ля фи ссамаи, ва hува сСами уль-Алим». Смысл: «С именем Аллаhа ﷻ, Которому ничто не причинит вреда ни на земле, ни на небе, ведь Он − Слышащий, Знающий» (ат-Тирмизи).
От Анаса رضي الله عنه передаётся, что Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Если человек увидит нечто такое, что ему очень понравится, и при этом скажет: «Ма шаа Ллаhу, ля куввата илля би-Лляh» («Так пожелал Аллаh ﷻ, нет мощи ни у кого, кроме Аллаhа ﷻ»), то с ним не случится ничего дурного» (Ибн ас-Сунни).
Мухаммад Дибиров