30 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Психология

Как понять, о чём думает ребёнок

Дорогие родители, приветствую вас! Сегодня хочу рассказать о продолжении диады «мать и дитя». Рассмотрим школьные возрасты детей – младший, средний и старший.

В наше непростое время жизненно необходимо контролировать детей, но этот контроль не должен быть тотальным. Детям хочется иметь личное пространство, и мы как любящие родители должны это понимать. Дети нам за это будут благодарны. Они будут видеть в нас друзей, а не диктаторов, навязывающих им своё мировоззрение.

Гиперопека только отдаляет от нас детей – они начинают выстраивать отношения, которые ведут к обману, скрытности и, как следствие, отчуждённости от родителей. Таким образом возникает проблема «отцов и детей».

Дети – это не только «цветы жизни», которыми нужно любоваться и умиляться. Дети – это мостик из прошлого в будущее, следовательно, у них есть чему поучиться. Во многом они более образованные, чем мы, старшее поколение. И нам иногда следует признавать свои ошибки, ведь мы можем ошибаться. Признание ошибок – это победа над собой. Дети не будут вас меньше за это уважать, напротив, они увидят и оценят вас как надёжного друга, которому можно довериться.

Рассмотрим несколько ориентирующих вопросов, чтобы понять, в каком состоянии находится ребёнок, о чём думает, что его беспокоит, чем он озадачен. И, возможно, он сам поделится и расскажет вам о том, чего вы даже не ожидаете, и при развёрнутом ответе многое вас удивит.

Как вывести ребёнка на откровенный разговор?

Если вопросы будут шаблонными, например: «ну как дела в школе?», «что нового?», «чем занимались?», «как день прошёл?» и тому подобное, то, скорее всего, получите такие же шаблонные ответы: «нормально», «всё хорошо», «ничего нового» и тому подобное. Ниже разберём развёрнутые уточняющие вопросы, на которые можно получить подробные ответы и узнать, триггерит ли что-либо ребёнка или чему он очень рад. Можно помочь ему раскрыться, задав наводящие вопросы.

1. Что хорошего произошло с тобой сегодня в школе? Что особенно запомнилось? Что не понравилось сегодня в школе? Разозлил ли кто-то? Обидел?

2. Поделись со мной, мне очень интересно. Тебя рассмешил сегодня кто-нибудь в школе или за её пределами? Над тобой никто не смеялся?

3. Кто из твоего класса тебе симпатичен? С кем бы ты хотел сидеть за одной партой? А с кем точно не хотел бы сидеть? Почему?

4. У тебя есть любимое место в школе? Где вы любите собираться с ребятами? Вне школы?

5. Произошло ли сегодня с тобой что-то странное или с твоими друзьями, товарищами? Ничего не расстроило?

6. Хотел(а) бы ты, чтобы мы пригласили учителя к нам в гости? Какого учителя? Как думаешь, что учитель будет рассказывать о тебе? Чем тебе нравится именно этот учитель?

7. Ты помогал(а) сегодня кому-нибудь?

8. Может, кто-то тебе сегодня помог?

9. Какие сегодня были новости в школе? За её пределами?

10. Был ли сегодня какой-то счастливый момент? Кто-то, может, обрадовал сегодня?

11. Испытывал(а) сегодня грусть или скуку? Что отвлекло? (Если было, развить эту тему. Почему так произошло? Кто помог выйти из этого состояния, переключил?)

12. Если с одноклассниками окажешься в лесу, то хотел(а) бы, чтобы кто-то потерялся? Хотел(а) бы, чтобы этот человек вообще пропал(а), или только на время?

13. Чем вы занимаетесь в школе на переменах? С кем играешь? Кого-нибудь сторонишься?

14. Что наиболее яркого запомнилось тебе из сегодняшнего дня?

15. Какие предметы тебе больше всего понравились сегодня в школе? Чем запомнились?

16. О чём бы ты ещё больше хотел узнать в школе?

17. У тебя остались сегодня в школе неразрешённые вопросы? Если да, то по предметам или с ребятами?

18. В классе есть дети, с которыми никто не общается? Может, над кем-то издеваются? Как ты относишься к этому?

19. Где ты чаще всего бываешь на переменах?

20. Как вас кормили сегодня в школе?

21. Что давали на обед? Что больше всего понравилось?

22. Хочешь стать учителем? Директором школы? Что хотел(а) бы исправить в школе?

23. Кого бы из класса, школы ты отправил(а) на необитаемый остров? Кого взял(а) бы в поход?

24. Кто тебе нравится в классе? Как ты считаешь, это хороший человек? Есть лидер?

Памятка для родителей

Можно задавать в день от одного до трёх-пяти вопросов, чтобы ребёнок чувствовал вашу сопричастность к его жизни, его успехам или поражениям, вашу заинтересованность и заботу о нём, образовательному процессу, межличностным отношениям и в целом вашу любовь по отношению к нему.

Регина Галиева