Завещание – это добровольное пожертвование, которое человек связывает со своей смертью и которое вступает в силу после его смерти.
Как и любая сделка, которую заключает совершеннолетний, здравомыслящий человек, завещание тоже имеет арканы (главные составные части) и условия.
Главными составными частями завещания являются:
1) завещатель;
2) тот, кому завещают;
3) то, что завещают;
4) словесная форма завещания.
Словесная форма завещания может быть прямой и косвенной. Прямая форма завещания – это устное выражение слов, указывающее на завещание чего-либо, например: «Я завещаю ему (имя) это (что-то из имущества)». Такое завещание считается действительным и не нуждается в намерении.
Косвенная форма завещания – это слова, которые подходят под завещание и под другой вид передачи имущества, и отличительной особенностью этой формы является намерение завещателя на завещание.
Письменная форма завещания относится ко второй форме завещания, т.е. к косвенной, нуждающейся в намерении. И, чтобы такой (письменный) вид завещания был действительным, составитель завещания должен заявить о своем намерении, которое было в момент написания завещания. И наследник должен засвидетельствовать наличие намерения у завещателя после его смерти.
Если человек, владеющий речью, напишет, например, следующие слова: «Я завещал Рамазану такую-то квартиру», – и возьмёт в свидетели своему почерку несколько человек, но не расскажет им о содержании завещания, то оно не считается действительным.
Человек, которого составитель завещания не ознакомил с содержанием письменного завещания, не может быть свидетелем для него.
(«Тухфат аль-Мухтадж», субкомментарии имама аш-Ширвани)
2.Обязан ли хозяин животного компенсировать дрессировщику ущерб, если тот получит травму в ходе дрессировки животного?
Дрессировщику не полагается компенсация за полученные травмы в процессе дрессировки, так как его деятельность изначально сопряжена с риском получения травм. Ведь работа дрессировщика и заключается в том, чтобы вступать в контакт с агрессивными животными.
Если во время своей работы он получит травму, то он не имеет права требовать от хозяина животного компенсации ущерба, так как он осознанно и по своему выбору взялся дрессировать агрессивное животное, которое может нанести ему вред.
(«Аль-Фатава аль-Мутамада»)
3.Имеет ли правитель право устанавливать цену на товар?
Исламское законодательство приветствует свободу рынка, поэтому правитель, согласно нормам религии, не имеет права устанавливать цены на товар.
Доводом к этому является хадис, приведённый Анасом ибн Маликом t: «Как-то во время жизни Посланника Аллаhа r цены на товары в Медине поднялись, и тогда люди сказали: “О Посланник Аллаhа r, цены на товары повысились. Так установи же для нас твёрдые цены”, – на что Пророк r сказал: “Поистине, Аллаh является устанавливающим цены, удерживающим, распределяющим и наделяющим уделом. И, поистине, я надеюсь, что, когда встречусь с Господом, никто из вас не сможет взыскать с меня за посягательство ни на его кровь, ни на его имущество”» (Абу Давуд, ат-Тирмизи).
Примечание:
Однако если правитель по каким-либо уважительным причинам установит цены на определённые товары, то люди обязаны ему подчиниться, т.е. они не имеют права на открытое неповиновение.
(«Тухфат аль-Мухтадж», «Мугни аль-Мухтадж», т. 3, с. 71, т. 9, с. 176)
4.Должен ли хозяин дома возместить ущерб гостю, если домашнее животное хозяина навредит ему?
Если гость был осведомлён о наличии агрессивного животного в доме, то хозяин дома не обязан возмещать ему ущерба. Но если гостя пригласили домой, не предупредив об опасном домашнем животном, и оно навредило ему, то хозяин обязан компенсировать ему урон.
Если гость зашёл в чужой двор без разрешения, то хозяин не несёт ответственности за причинённые ему собакой или другим животным травму или иной ущерб.
Хозяин не несёт ответственности и тогда, когда собака, находящаяся не во дворе, а за его пределами или привязанная на цепь, наносит ущерб, несмотря на присутствие или отсутствие хозяина в момент нападения, с условием, чтобы животное не было известно своей агрессивностью.
Примечание:
Если дело касается животного, которое способно принести какой-то вред (исцарапать имущество или человека), – например, кошки и т. д., – то хозяин несёт ответственность за всё, что она испортит, если он отпустил это животное на улицу или проявил халатность, не ограничив его передвижение, зная, что до этого за этим животным наблюдалась склонность к причинению подобного вреда (если был даже один такой случай).
(«Тухфат аль-Мухтадж», субкомментарии имама аш-Ширвани)
5.Каково решение, если женщина дала обет (назр) поститься в определённые дни, и в эти же дни у неё начался менструальный цикл?
Если у женщины начнётся менструальный цикл или послеродовые выделения именно в те дни, когда она дала обет (назр) соблюсти пост, то её пост нарушается. Однако среди учёных есть полемика относительно возмещения такого пропущенного поста, и, согласно более достоверному мнению, женщина, которая пропустила назр-пост из-за менструального цикла или послеродовых выделений, не обязана его возмещать.
Таково же решение, согласно более аргументированному мнению, у того, кто дал обет поститься в определённые дни, если они совпали с четырьмя праздничными днями Курбан-байрама (праздника жертвоприношения) или Ураза-байрама (праздника разговения). Или если человек дал обет поститься каждый понедельник, то он не обязан возмещать понедельники месяца Рамазан.
(«Тухфат аль-Мухтадж», субкомментарии имама аш-Ширвани, «Мугни аль-Мухтадж», «Хашията аль-Кальюби ва Умайра»)
Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).