25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 4.1.2023 (по Ханафи)

1.Как совершать малое омовение, если на руку наложена повязка?

Если из-за перелома, ранения или кровотечения человеку была наложена повязка и он не может омывать место раны, то ему дозволено совершать протирание мокрой рукой поверх повязки. Протереть повязку следует один раз, при этом протирание всей повязки не является условием, достаточно протереть большую её часть.

Если при омовении части кожи, граничащей с раной и свободной от повязки, вода попадает на рану и может навредить здоровью, дозволено протереть это место. Если рана перевязана так, что под бинтом оказалась и здоровая часть кожи, то при омовении надо развязать бинт (если это не вредит ране) и омыть здоровую часть. Если ране не наносится вред, то можно протереть и саму рану.

Если расслабление бинта может причинить вред или завязать его снова человек по каким-то причинам не сможет, дозволено протирание мокрой рукой поверх повязки. Такое же решение принято касаемо раны, заклеенной пластырем.

Протирание повязки полностью заменяет омовение (гусль), поэтому протирание мокрой рукой поверх повязки не имеет срока давности, и совершение протирания мокрой рукой не требует намерения.

Важно отметить: для того чтобы совершить протирание мокрой рукой поверх повязки, необязательно находиться в омовении при накладывании повязки.

Действительность протирания мокрой рукой не нарушается, если у человека спадёт повязка до того, как он выздоровел. Достаточно наложить её повторно.

Если повязка спадёт уже после выздоровления и человек находится при этом в состоянии омовения, ему достаточно омыть место под повязкой, но необязательно обновлять омовение полностью.

Если человек захочет сменить повязку, то он вправе это сделать, не обновляя протирания мокрой рукой новой повязки, хотя лучше повторно совершить протирание мокрой рукой.

Если у человека гноятся глаза и профессиональный врач-мусульманин говорит, что нельзя омывать глаза, так как это навредит ему, или он сам предполагает с большой долей вероятности, что это навредит ему, дозволено не омывать глаза во время омовения.

Если у человека сломался ноготь и он намазал на него лекарство или заклеил его пластырем, а снятие пластыря может нанести вред здоровью, дозволено совершить протирание мокрой рукой. Если вред причиняет даже протирание мокрой рукой, дозволено оставить и его.

(«Хашияту Тахтави»)

2.Частенько слышу, как люди насмехаются над другими. Являются ли насмешки запрещёнными в религии?

Насмешки с точки зрения религии подразумевают принижение достоинства другого человека и пренебрежительное отношение к нему, что, безусловно, является запретным действием (харамом).

В хадисе, переданном от Хасана аль-Басри t, сообщается, что Посланник Аллаh r говорил: «В Судный день перед одним из тех людей, которые насмехались над другими, откроется одна из дверей Рая, и ему скажут: «Заходи, заходи». Он в печали и грусти подойдёт к этой двери, но она захлопнется прямо у него перед лицом. Затем откроется другая дверь, и ему снова скажут: «Заходи, заходи». Он снова в горе и печали подойдёт к этой двери, но и она захлопнется прямо у него перед лицом. И так будет продолжаться до тех пор, пока этот человек полностью не утратит даже самую малую надежду войти в Рай и останется сидеть на месте, когда очередная дверь откроется и ему скажут: «Заходи, заходи» (аль-Байхаки).

Изречения Пророка r побуждают нас иметь лучшие качества характера, а стыдить и принижать другого человека – это то, что лишит нас довольства Всевышнего и воздаяния в День Суда.

Посланник Господа r говорил: «Воистину, лучшие из вас те, которые обладают превосходным нравом» (аль-Бухари, Муслим).

Люди, которые насмехаются над другими, унижают их достоинство, далеки от хорошего нрава.

3.Действителен ли никях между христианкой и мусульманином?

Большинство учёных говорят, что никях между мусульманином и христианкой действителен, как об этом сказано в книге «Аль-Фикх уль-Ислямийю ва адиллятуh». По мазхабу имама Абу Ханифы разрешён никях с христианкой, даже если есть искажения в её вере. Однако такой никях нежелателен (макрух). И это основное мнение.

4.Девушка пропустила неделю поста месяца Рамадан по причине менструации и не успела возместить эти дни до наступления следующего месяца Рамадан. Обязана ли она выплатить штраф за это?

Нет, согласно Ханафи-мазхабу на ней нет никакого штрафа. Ей вменяется в обязанность возместить те дни, что пропустила. Будет правильно не откладывать возмещение обязательных постов, так как мы не знаем, что может произойти с нами в следующую минуту, успеем ли мы возместить посты, чтобы потом не предстать перед Господом с невозмещёнными долгами, имея на это возможность.

(«Викая»)

5.Мне известно, что поститься в месяц Рамадан во время менструации запрещено. А как быть, если месячные прекратились в дневное время?

Необходимо (ваджиб) воздержаться оставшуюся часть дня от приёма пищи, воды, всего того, что нарушает пост.

(«Марак аль-Фалях»)

6.Если человек болеет неизлечимой болезнью и из-за этого не может поститься, какой штраф он обязан выплатить?

Если человек болеет неизлечимой болезнью, которая препятствует посту, то он так же, как и пожилые люди, выплачивает фидья. Это кормление одного бедняка (или дать ему стоимость еды деньгами) за один день поста. Также можно выплатить пшеницей (0,5 саха – это приблизительно 1800 г), или 1 сах фиников и т. д. Деньгами приблизительно 100 рублей за день. Если есть надежда, что больной выздоровеет, то он ничего не даёт, а ждёт выздоровления и потом обязан возместить.

(«Хашияту Тахтави»)

7.Я возмещаю пропущенные намазы вместо совершения некоторых сунна-намазов. Можно мне так делать? И как правильнее поступить?

Конечно же, возмещение обязательных пропущенных намазов лучше и важнее, чем добровольные намазы. Однако есть сунна-намазы, которые желательно совершать, даже если есть долги по пропущенным намазам. Это намазы, которые являются сильной сунной (муаккада), а также намазы ад-Духа, намаз Тасбих и другие, о которых сказано в хадисах. Такие намазы желательно совершать с намерением как на суннат. А что касается всех остальных желательных (нафиль) намазов, то вместо них нужно возмещать долговые намазы.

(Комментарии имама Тахтави на «Марак аль-Фалях»)

Ответы даны согласно богословско-правовой школе имама Абу Ханифы
Полосу подготовил Мухаммад-фарук Азимов. тел.: +7 967 939 65 62