Таравих-намаз является сунной Посланника Аллаhа ﷺ в благословенные дни месяца Рамадан как для мужчин, так и для женщин.
Таравих-намаз – это особенность именно месяца Рамадан, и это дополнительная возможность провести ночи в поклонении, стать ближе к своему Создателю в надежде на Его безграничную милость.
Говоря о достоинстве и наградах таравих-намаза, Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Кто выстаивает молитву в месяц Рамадан с верой и надеждой на воздаяние от Господа, тому будут прощены его предшествовавшие грехи» (аль-Бухари).
Однажды один человек пришёл к Пророку ﷺ и сказал: «О Посланник Аллаhа ﷺ! Ты знаешь, что я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаhа ﷻ, и что ты – Посланник Аллаhа, и что я совершаю молитву, выплачиваю закят, соблюдаю пост и выстаиваю ночи Рамадана в молитвах?!» Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто умрёт в этом положении, будет в Раю среди правдивых и шахидов (мучеников за веру)» (Ибн Хиббан).
Со слов Аиши رضي الله عنها передают следующее: «Однажды Пророк ﷺ совершил намаз в мечети, и вместе с ним помолилось большое количество людей. На следующий день он опять совершил намаз, и людей уже было больше. Но когда люди собрались на третью или четвёртую ночь, он не вышел к ним, а утром сказал: «Я видел, что вы сделали. Я не вышел к вам только из опасения, что эта молитва станет для вас обязательной», и это было в Рамадан» (аль-Бухари).
Хафиз Ибн Раджаб رضي الله عنه говорил: «Знай, что в месяц Рамадан в верующем собираются два вида противоборства против души! Борьба с дневным временем ради поста и борьба с ночью ради совершения ночных намазов. И кто объединил в себе эти два вида борьбы, тот заслужит награду без счёта!» («Лятаиф уль-Маариф»).
Слово «таравих» с арабского переводится как «давать покой», «отдых». Ибн Манзур сказал: «Тарвих-намаз в месяц Рамадан называется так, потому что люди могут отдыхать после совершения четырёх ракаатов. В хадисе имеется (слово) “таравих-намаз”, потому что праведные предшественники отдыхали после каждых двух намазов. “Таравих” – множественное число от слова “таравваха”» («Лисан уль-Араб»).
Таравих-намаз можно начинать совершать сразу после ночного намаза, и это время продолжается до рассвета (до наступления времени утреннего намаза).
По мнению большинства учёных, таравих-намаз состоит из двадцати ракаатов и совершается десять приветствий, то есть молящийся произносит приветствие после каждых двух ракаатов.
Наиболее желательно совершение таравих-намазов именно в мечети, коллективно (с джамаатом), как это делали Умар رضي الله عنه и другие сподвижники Пророка ﷺ.
Учёные единогласны в том, что имаму, который будет вести намазы таравих, рекомендуется завершить чтение всего Корана в течение месяца Рамадан во время этих намазов.
Что касается чтения Корана с мусхафа, то, согласно мнению учёных Ханафи-мазхаба, это нарушает намаз, то есть нельзя во время намаза читать одновременно из Корана (мусхафа).
Хасан, сын Аммара, в книге «Мараки аль-Фалях» сказал: «У того, кто читает Коран с мусхафа, нарушается намаз, кроме как в том случае, когда он не знает ничего из Корана наизусть, а иначе не нарушается намаз» («Хашияту Тахтави»).
подготовил Мухаммад-фарук Азимов