05 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Зайнулла Расулев: светоч, который не гаснет

Зайнулла Расулев, имевший влияние на тысячи и тысячи людей, скончался в возрасте 84 лет, в 1917 году, перед обеими революциями: февральской и октябрьской.

После его ухода академик-востоковед В. В. Бартольд написал: «Шейх Зайнулла Расулев был духовным королём своего народа». А одна из ведущих газет Германии сообщила в те дни: «В России умер выдающийся шейх – Зайнулла Расули».

Несмотря на такую известность и заслуженность, имя этого крупного мусульманского деятеля рубежа XIX и ХХ веков долгое время не упоминалось, словно было забыто. Да и сейчас информации о нём не так много.

Суфий

Зайнулла-ишан Расулев (Расули) родился 190 лет назад, в 1833 году, в Оренбургской губернии, в башкирском селе Шарипово (Шарифово).

Его предки с материнской и отцовской сторон были людьми религиозными, образованными в исламских науках и потому – уважаемыми. Так, отец Зайнуллы-ишана был муллой и преподавателем в своей деревне, где его сын получил начальные религиозные знания.

Потом была успешная учёба в медресе Троицка, поездка к святым местам (в хадж), а по пути – судьбоносное знакомство в Стамбуле с видной личностью того времени – турецким шейхом Ахмедом Зияуддином Гюмюшханеви, становится под его духовное воспитание.

Возвращаясь из хаджа, он вновь увидится со своим духовным наставником, остановится в Стамбуле на несколько недель, чтобы углубить свои религиозные знания, а также на всю жизнь укрепить духовную связь с Учителем. Больше на этом свете они не встретятся…

В наше время термин «суфизм» нередко бывает оболган и исковеркан. Истинная суть суфизма (тасаввуф, тарикат) заключается в очищении души от таких болезней как лицемерие, зависть, скупость, тщеславие, самодовольство и т.д. По сути, суфизм это не что иное, как третья основа веры – ихсан. А это совершение поклонения Всевышнему с такой искренностью, как будто ты Его видишь, и если ты не можешь Его увидеть, знание о том, что Он тебя видит.

Итак, уже много повидавший и понявший в жизни Зайнулла-ишан Расулев возвращается из хаджа на родину и становится имамом (возглавляет работу в мечети) в деревне Аккужа. Заметим, что как сегодня, так и тогда не все имамы, работавшие в мечетях, носили звание «ишан».

Специалисты отмечают, что термин «ишан» («наставник», «святой», «набожный человек») был более распространён в Средней Азии и Поволжье.

Высокий духовный уровень Зайнуллы Расулева находил отражение в его проникновенных проповедях, послушать которые съезжалось такое количество людей, что им не хватало места внутри мечети и приходилось располагаться во дворе.

Души людей, как к светочу, тянулись к полноводному источнику знаний о Создателе и любви к Нему, каким был Зайнулла-ишан Расулев. Количество его последователей росло с каждым днём. Это были не только его земляки, башкиры, но также – жители Казанской губернии, казахских степей, Сибири и Дагестана. Так, нельзя не назвать видного дагестанского религиозного и общественного деятеля Сайфуллу-кади Башларова. Именно благодаря ему духовное наследие Зайнуллы-ишана распространилось в Дагестане и продолжается по сей день. 

Арестант

Растущая популярность Зайнуллы-ишана вызывала у современников разное отношение. Одни благодарили Всевышнего за возможность посещать его лекции и проповеди, другие – завидовали, третьи – побаивались.

В кабинеты царских чиновников в Оренбург стали поступать доносы на шейха Зайнуллу. Дескать, он пытается «расшатать религиозные устои башкир», «называет себя пророком», опасен как «башкирский Шамиль».

Всё это было ложью. Однако губернские чиновники дали ход его делу. Зайнулла-ишан был взят под стражу и отправлен в ссылку.

Восемь лет он был лишён свободы и провёл на чужбине, сначала в Никольске, затем в Костроме. Но и туда не останавливался поток людей, нуждавшихся в его наставничестве. Его посещало такое же большое количество народа, как это было в Башкирии.

Просветитель

По возвращении из ссылки Зай-нулла Расулев возглавляет новую мечеть в Троицке. С этого момента его служение людям разворачивается с новой силой.

Так, в 1884 году Зайнулла-ишан открывает новое медресе – «Расулия», которое было основано и содержалось на частные пожертвования мусульман и самого заведующего.

Программа «Расулии» предполагала 11-летнее обучение с проживанием учащихся (шакирдов) в пансионате и отличалась новым подходом к учебному процессу. Так, шейх Расулев вводит звуковой метод обучения, классно-урочную систему. Наряду с исламскими науками – обучение арабскому, русскому и тюркским языкам, алгебре, физике, химии, зоологии, гигиене, географии, всеобщей истории, педагогике. Шакирды в подлиннике изучают труды великих мусульманских мыслителей.

При медресе действовала учебная мастерская, оборудованная станками. Руководство было уверено, что будущим муллам и преподавателям могут пригодиться рабочие специальности.

В пансионате имелись свои столовая и кухня, а также жилые комнаты для холостых преподавателей. В учебном корпусе – классы и обширная библиотека. Медресе было телефонизировано и имело электрическое освещение (от дизельных генераторов).

Имелась и своя типография, где печатались буквари, религиозная и художественная литература.

По словам французского исламоведа А. Беннигсена, «…среди всех академических учебных заведений мусульманского мира того времени медресе «Расулия» являлось лучшим по уровню и качеству получаемого в нём образования». Здесь прошли обучение многие представители будущей интеллигенции народов Поволжья, Средней Азии и Казахстана.

Медресе было закрыто после Гражданской войны. Но в 2018 году «Расулия» вновь открыла свои двери. И, как при Зайнулле-ишане, кроме духовного образования, нынешних шакирдов обучают и светским наукам. Имеется договорённость с местным Агроуниверситетом о прохождении шакирдами параллельно с религиозными предметами учебной программы университета по выбранной ими специальности и о получении высшего образования.

___________

Многие материалы о жизни Зайнуллы-ишана Расулева по тем или иным причинам уже не восстановить. Но с нами – его учение о светлой человеческой душе, которая рождается в искренней любви к Творцу.

Ведь у самого просветителя была именно такая светлая душа. Потому и не исчезает память о нём – чистом и ярком светоче.

Гузель Ибрагимова