05 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Познавательно

«”Прогресс” дал течь» — внештатная ситуация на МКС с российским кораблём

Космос полон разными интересными вещами, явлениями, но, разумеется, подобная красота стоит немалых средств, усилий, а также решений в нештатных ситуациях.

15 декабря 2022 года при подготовке к плановому российскому выходу в открытый космос было зафиксировано падение давления во внешней системе терморегулирования пилотируемого корабля «Союз МС-22», который в сентябре доставил на МКС космонавтов Роскосмоса Сергея Прокопьева и Дмитрия Петелина и астронавта NASA Франциско Рубио.

Система терморегулирования корабля состоит из двух контуров — внутреннего (контур жилых отсеков) и внешнего (контур навесных радиаторов). Она предназначена для отвода тепла и охлаждения жилого объёма (спускаемого аппарата и бытового отсека) и приборно-агрегатного отсека корабля.

В первые дни после повреждения по причине проводившихся тестов систем температура в жилом объёме корабля «Союз МС-22» достигала +30 градусов Цельсия, в его приборно-агрегатном отсеке — +40 градусов Цельсия, однако в последние дни с отключением систем корабля температура в его отсеках стабилизировалась на уровне около +30 градусов Цельсия. Превышение температурного режима в корабле «Союз МС-22» допустимо и некритично ни для функционирования техники, ни для здоровья космонавтов в случае необходимости их нахождения в корабле.

На самом экипаже МКС данное происшествие никак не отразилось, жизни его членов ничего не угрожает.

О произошедшем первыми узнали сами космонавты. Когда они были готовы залезать в скафандры, предназначенные для выхода в открытый космос, то через иллюминатор увидели нечто непредвиденное, о чём тут же доложили на Землю в ЦУП (Центр управления полётами).

На данный момент самая реалистичная версия произошедшего — попадание метеорита или мусора в этот контур. Явление крайне маловероятное, тем не менее возможное. Данную версию подтвердили и специалисты Роскосмоса, и специалисты НАСА.

На данный момент срочная эвакуация всего экипажа МКС невозможна, так как лететь на неисправном корабле Роскосмоса небезопасно, а американский корабль «Дрэгон» в текущей конфигурации не готов принять на борт семь космонавтов. Тем не менее, для минимизации рисков и просчёта всех возможных вариантов комиссией НАСА и Роскосмоса было решено, что сиденье американского астронавта будет перенесено в корабль «Дрэгон» на случай экстренной ситуации. Если на МС-22 будут возвращаться двое, то это уже снизит нагрузку на корабль во время входа его в плотные слои атмосферы — в сумме нагрузка на корабль будет ниже.

При отсутствии экстренной ситуации полный экипаж МС-22 будет возвращён следующим кораблём — МС-23. Он отправится на МКС в беспилотном режиме 22 февраля и заберёт экипаж. Следовательно, космонавты, готовящиеся полететь на корабле в миссии МС-23, отправятся на следующем — МС-24. То есть вся программа Роскосмоса сдвинется ровно на один корабль.

В целом экстренные ситуации для космонавтов — нечастое явление в космосе, но проработанное ещё на этапе теории на Земле. На МКС уже случались экстренные ситуации, когда она пролетала сквозь облако обломков бывшего спутника, весь экипаж для безопасности ожидал команды в своих кораблях, чтобы в случае ЧП оперативно отстыковаться и покинуть МКС. Ещё во времена «Апполонов» случались ЧП: на борту «Апполона-13» произошёл взрыв в техническом отсеке корабля, но экипаж благополучно вернулся на Землю.

Это определённо не единственная внештатная ситуация как на МКС, так и в целом в космической деятельности, но положительная черта в данной отрасли такова, что после каждого подобного случая всё строго и очень тщательно проверяется, дорабатывается и усиливается. Именно поэтому в последнее время аварийность ракет и космических аппаратов стала очень низкой.

Глеб Саломатов