Моральная сущность человека

Данные атрибуты настолько выражены именно в нём по сравнению с остальными творениями, что можно допустить замену традиционного философского определения «человек разумный» на альтернативное – «человек моральный».
То есть термином, основанным на особенностях, которые отсутствуют у иных существ. А именно: наличие морали, духовности, нравственности, сопереживания, моральной ответственности, гуманизма и т. д. В Исламе проявление нравственных качеств в обществе и приложение усилий для их развития и привития себе являются одним из основных элементов религиозной практики.
Всевышний Господь, помимо того, что сотворил облик человека в совершенной форме, дал ему разум, способный развиваться и совершенствоваться, одарил его духовным сознанием, дополняющим эти два аспекта совершенства. Вкупе со всеми тремя элементами он достигает уровня «человека нравственно совершенного», возвышенного уровнем духовного приближения к Творцу намного больше, чем ангелы.
В своей сути религиозные нормы не ограничиваются указанием только лишь на повеления (фарзы), запреты (харам) и желательные составляющие (сунна). А восполнены величайшими установками, которые – в рекомендательной форме – помогают человеку реализовать себя в своей совершенной сути. Таковыми являются приобретение благородных нравов, отказ от безнравственности, соблюдение этических норм, то есть адабов. Суть адабов заключается в том, что они способствуют реализации вложенной Всевышним потенциальной силы, способной совершенствовать человека.
Всемогущий Создатель подготовил человека для этой цели, даровал ему способности, познания, наставил его, ниспослав к нему пророков и посланников, Божественные писания…
Всевышний сказал в Коране (смысл комментария): «Клянусь душой (человеком) и Тем, кто придал ему соразмерность (благородство души, полноту разума, остроту понимания) и дал ему (человеку) понимание греха и набожности. Поистине, преуспел тот, кто очистил её (душу), и потерпел убыток тот, кто запятнал её (грехами)» (сура «Аш-Шамс», аяты 7–10).
Господь заложил в человеке эти характеристики и дал ему знание о них, дал осознание того, в чём для него благо, а в чём – погибель.
Успешен будет в земном и вечном тот, кто развивает, воспитывает себя, очищает свою душу, старается направлять свои желания и стремления в верное русло, кто наполняет своё сознание здоровой информацией и, находясь в кругу благонравных людей, перенимает всё хорошее и игнорирует плохое.
И нет оправдания тем, кто сознательно лишает свою душу разума, подсовывает ей нездоровую информацию, в том числе через пагубное окружение, кто закапывает свою совесть многочисленными грехами и проступками, затаптывает душу в грязь безнравственности, разврата и безбожия.
Религия охватывает все аспекты жизнедеятельности человека. На это указывает высказывание Абу Зарра رضي الله عنه: «Пророк ﷺ, покинувший этот мир, успел пояснить нам даже то, каким образом птица летает в небе» (Ибну Хиббан).
Следовательно, помимо обязательных велений (фарз) и запретов (харам), желательных (сунна) и нежелательных (карахат) деяний, есть этические нормы (адабы), количество которых неизмеримо. Эти нормы регулируют положительные качества человека, его поведение, образ, когда он сидит или стоит, в движении и спокойствии, при выходе из дома и возвращении, когда он ест и воздерживается от еды, его сон и бодрствование, его речь и молчание, когда трудится и отдыхает, заботу об органах и здоровье в целом.
Эти нормы также регулируют очищение его души и улучшение нравов, освобождение её от праздности и безрассудства. Адабы могут различаться и разниться в зависимости от субъекта, реализующего их, и объекта, относительно которых они воплощаются в реальность.
(Продолжение следует.)
Амир Мевлютов,доктор исламских наук