27 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Некоторые люди – как вывернутый наизнанку тулуп

Недавно выпала возможность принять участие в научно-практической конференции, посвящённой 150-летию со дня рождения выдающегося дагестанского просветителя,

учёного, издателя, проповедника Абусуфьяна Акаева. Имя и труды этого неординарного и всесторонне развитого религиозного деятеля мне знакомы давно, однако как много нового о его жизни узнал в тот день! И как тут не отметить пользу научных собраний! Особенно важными были сведения о высоком нраве и духовной чистоте Абусуфьяна-эфенди (об этом лучше рассказать как-нибудь отдельно). 

Будучи талантливым во многих областях, Акаев писал прекрасные стихи, а одна метафора крепко врезалась в память: «…Есть люди, которые выворачиваются, словно тулуп, наизнанку». Сказанные около века назад слова, конечно, актуальны и в наше время, да и вряд ли когда-нибудь потеряют смысл. В трагичные годы, переломную эпоху кто-то оставался самим собой, лишаясь за это свободы и жизни. А кто-то ловко приспосабливался, легко меняя свои убеждения. Как сказал гений «переобувания» мосье Талейран, «вовремя предать – это не предать, а уметь предвидеть».

Боюсь представить, что будет с современным поколением, если, не дай бог, опять начнутся запреты, и мы, мужественно носящие красиво подстриженные бороды, вдруг окажемся перед выбором. Сможем ли, как предки, расстаться с привычной жизнью, полной комфорта и удовольствий? Уверен, что будут настоящие кремни с прямым взглядом, без колебаний способные твёрдо сказать: «Нет, я остаюсь при своём!» Скорее всего, история повторится, как это обычно бывает, и будут честные, чистые, а также неожиданно «прозревшие», талантливые на предвидение.

Слабое звено есть, наверное, внутри каждого, а выявляется оно в трудный день. Может быть, многие верят, что в нужный момент «звено» не подведёт, и они смогут сделать правильный выбор, совершить геройский поступок, например. Несмотря ни на что, остаться самим собой – чем не подвиг? В то же время такая «мелочь», как быть верным своему пути, не по большому счёту, а в ежедневной жизни, быту, в общении с окружающим миром, в расчёт может не браться. То есть, когда надо, мы свой «тулуп» наизнанку не вывернем, не изменимся (не предадим) – останемся «правильными», а повседневно его можно носить – как удобно. Думать подобным образом – это такая милая иллюзия, которая радует душу и не отягчает большим усердием.

По мне, самое трудное – как раз таки изо дня в день жить в гармонии со своим мировоззрением. А тот «большой» подвиг может никогда и не случиться. Для того чтобы быть хорошим человеком, требуются концентрация внутренней энергии, воля, терпение. Всё, из чего складывается успех или, если хотите, подвиг. 

Каждый день для нас – как испытание. Как мы себя ведём в семье, на работе, с соседями – всё это показатель того, кто мы есть. Будем ли любезными из вежливости или это наша суть? Относимся к окружающему миру свысока, стараясь думать только о том, чтобы быть правым, и не допускаем компромисса из принципа? А может, перестраховываемся и не делаем добра, чтобы не получить зла? С другой стороны, разве так сложно быть просто порядочным, добрым человеком? 

Мне кажется, верующим людям, мусульманам хорошо подошёл бы тип отношений с окружающими – «благородный джентльмен – хрупкая дама». Как положено воспитанному джентльмену, мы снисходительно относимся к слабостям дамы, прощаем её «капризы», уступаем ей, заботясь лишь о своей чести. В нашем случае честь – это религиозность. Так история Ислама нас такому поведению и учит. 

Разве мало мы знаем примеров терпеливого отношения праведных учёных к своим соседям, когда их благородство приводило в изумление и меняло сердца людей? Заботливое отношение к семье, отзывчивость и способность сострадать, стремление к самопожертвованию и щедрость, благовоспитанность и любовь к творениям Всевышнего – всё это присуще доброму мусульманину. Мы это прекрасно знаем, проповедники учат нас всему этому, стараются улучшить наш нрав. Наверное, только не всегда «успеваем» воплощать в жизнь то, к чему нас призывают. 

Когда-то праведный халиф Умар رضي الله عنه, будучи одним из тех, кому при жизни был обещан Рай, часто обращался к Хузайфе ибн аль-Яману, который обладал даром распознавать лицемеров, с просьбой проверить, не попал ли он в их число. Страх обмануться своим положением и внутренняя дисциплина держат в тонусе верующего человека, подобно Умару رضي الله عنه, часто задающему вопрос о состоянии своей веры. Поэтому и нам будет хорошо смотреть, а не получилось ли так, что мы оказались людьми, которые вывернулись наизнанку. 

Для того чтобы носить тулуп, не прилагается инструкции: и так ясно. Но для правильного поведения «инструкция» людям нужна обязательно, и если не придерживаться её, то ничего благого не будет.

Азиз Мичигишев