08 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.12.2022 (по Ханафи)

1.Можно ли отдать закят людям, проживающим в другом населённом пункте?

Закят необходимо раздавать жителям той местности, где находится ваше имущество. Отдавать закят людям, проживающим в другом населённом пункте, нежелательно. Но если там есть более нуждающиеся или живут родственники, то дать им закят дозволяется. Если закят выплачивается преждевременно, до завершения года, то отдать его в другом населённом пункте не будет нежелательным.
 («Любаб»)

2.Как нужно совершать намаз женщине во время беременности, если выполнение земного или поясного поклона вызывает у неё боли?

При болях или отсутствии возможности полноценно выполнять поклоны женщина может совершать намаз, как ей удобно, – сидя на стуле, диване. Вступив в намаз стоя, она читает необходимые суры или аяты Корана. Перед тем как совершить поясной поклон, садится и делает небольшой наклон вперёд для поясного поклона. Далее принимает исходное положение и для совершения земного поклона наклоняется чуть глубже, чем в поясном. Ставить при этом что-либо впереди (подушку и т. д.) для касания лбом не нужно.

Если из-за болей или головокружения ей и таким образом тяжело выполнять поясной и земной поклоны или же только земной, то она вправе сидя кивком головы имитировать поясной и земной поклоны, склоняясь в земном поклоне ниже, чем поясном. 

Посланник Всевышнего ﷻ сказал: «Совершай намаз стоя (как положено); если на это у тебя нет сил, тогда читай молитву сидя; если и на это нет сил, то молись облокотившись» (аль-Бухари).
 («Радд уль-Мухтар»)

3.Может ли человек, продавший товар в рассрочку (например, дом), поставить своему покупателю условие, что он не может продавать товар, пока не расплатится за него?

Продавец не может ставить условия, которые не соответствуют основным принципам сделки.
Человек, продавший товар в рассрочку, не может ставить подобное условие покупателю, ибо он ограничивает того в праве на товар, который он купил, даже если в рассрочку.
 («Любаб»)

4.Можно ли прерывать желательный пост?

Прерывать желательный пост нежелательно, если на то нет веских причин.

Причинами, по которым можно прервать пост, могут быть: 

1. Трапеза (угощение). Если постящийся пришёл к кому-либо в гости либо встречает гостя у себя дома. В этом случае он вправе нарушить желательный (суннат) пост, однако только если это происходит до полудня. Исключением являются лишь родители, которых может обидеть отказ от угощения. В таком случае дозволяется прервать пост и после полудня. 

Посланник Аллаhа ﷻ сказал: «Когда кого-нибудь из вас пригласят в гости, пусть примет приглашение, и если он соблюдает пост, то пусть обратится ко Всевышнему с мольбой за собравшихся (хозяина дома и всех собравшихся) и поест» (Ахмад).

2. Супружеская близость. Женщина, соблюдающая желательный пост, может прервать его по желанию супруга. Посланник Аллаhа ﷻ сказал: «Женщина не имеет права поститься (желательный пост) без разрешения своего мужа, если только он не находится в отъезде» (аль-Бухари).

Прерванный желательный пост следует возместить, и это является необходимым (ваджиб), была на то уважительная причина или нет, даже если прерывание поста было необходимостью, как, например, по причине менструального цикла у женщины.
(«Радд уль-Мухтар»)

5.Куда смотреть во время намаза?

Одним из условий правильного совершения молитвы является то, что взгляд во время намаза должен быть направлен в определённое место. В положении стоя желательно смотреть на то место, куда во время земного поклона мы прикладываемся лбом. В поясном поклоне желательно направить взгляд на переднюю часть ступней. В земном поклоне – на кончик носа. Сидя, желательно обратить взгляд на подол одежды (между колен). При произнесении «салама» желательно смотреть на плечи, правое и левое. Всё это помогает молящемуся быть собранным, смиренным перед Господом. Сердце верующего бывает сосредоточенным на Всевышнем, когда его взгляд не отвлекается по сторонам.
 («Хашия ат-Тахтави»)

6.Можно ли следовать в намазе за тем имамом, который не произносит или произносит неправильно букву в суре «Аль-Фатиха»?

Недействительна молитва (намаз) тех людей, кто совершает её за имамом, который не выговаривает буквы при чтении суры «Аль-Фатиха», кроме тех, у кого такая же проблема в произношении. Если есть возможность совершить намаз за имамом, у которого правильное произношение, то молящийся обязан совершать его за ним, иначе его намаз не будет считаться действительным.
Необходимо помнить, что намаз человека, выговаривающего вместо положенной буквы другую, но усердствующего над её произношением и продолжающего эту работу, будет действительным. Если он не проявит усердия и не будет работать над произношением этой буквы, его намаз не считается действительным. Нам нужно проявить усердие, чтобы правильно читать весь Коран, не говоря уже о суре «Аль-Фатиха» и других маленьких сурах, которые читаем в намазе. Пророк ﷻ сказал: «Лучшими из вас являются те, кто изучал Коран и обучал ему других» (аль-Бухари).
(«Радд уль-Мухтар»)

7.Можно ли выплачивать закят с имущества заранее, до окончания года?

Закят – один из столпов нашей религии, и если у нас есть имущество, то нам необходимо узнать, нужно ли нам его выплачивать. Как-то один человек попросил Пророка ﷻ: «Назови мне такое дело, которое поможет мне попасть в Рай». На что Посланник Аллаhа ﷻ ответил: «Поклоняйся Аллаhу ﷻ и ничему более, совершай молитву, выплачивай закят и поддерживай родственные связи» (аль-Бухари).

Человек при наличии имущества, с которого выплачивается закят, до завершения года может это сделать.

Закят можно выплатить по желанию и за несколько лет вперёд, но с условием, что после выплаты размер его оставшегося имущества окажется не меньше нисаба (меры, с которой выплачивается закят). Например, если нисаб составляет 370 тыс. рублей, а у человека имущество, равное 400 тыс., то он может выплатить за четыре года заранее по 10 тыс. за каждый год. 

Существуют условия, позволяющие считать выплаченное имущество закятом:
1. Имущество, с которого был отдан закят, не должно полностью закончиться в середине года.
2. К концу года имущество должно достигнуть нисаба.

Также заранее можно выплатить закят из сельхозпродукции, после посева и посадки, ещё до произрастания и созревания. 
Закят, преждевременно выплаченный бедняку, который к концу года стал состоятельным, умер или стал вероотступником, засчитывается, так как учитывается время его выплаты.
 («Радд уль-Мухтар»)
 

Мухаммад-фарук Азимов. тел.: +7 967 939 65 62