«Ваши рабы – ваши братья…»
люди увлечённо занимались куплей-продажей, эксплуатацией таких же людей, используя их в качестве рабочей силы и товара. На тот момент ни один общественный строй, ни одна философия и идеология мира не могли и словом обмолвиться о том, что и рабы являются людьми и должны быть свободными.
Лишь Божественное руководство, вера в Единого Господа начала призыв к тому, что все люди произошли от одних родителей – Адама عليه السلام и Евы – и обладают одинаковыми правами на жизнь и свободу.
В одном из наставлений Пророка Мухаммада ﷺ говорится: «О люди! Помните, что Господь ваш един, и ваш отец един (все люди произошли от Адама عليه السلام и Евы). Помните, араб не обладает превосходством над неарабом, а неараб не имеет преимущества над арабом; так же, как белый не обладает превосходством над чернокожим, а чернокожий не имеет преимущества над белым, кроме как в благочестии и добродетели» (Ахмад).
Обращаясь к верующим рабовладельцам, Пророк ﷺ говорил: «Ваши рабы – ваши братья. Всевышний поместил их в ваши руки. И те из вас, у кого в распоряжении оказался раб, кормите его тем, что едите сами, одевайте в такую же одежду, что надеваете сами» (Муслим).
Это оказало влияние на верующих, и они стали по-другому относиться к рабам, делить с ними свою еду и одежду. Позднее появилось другое веление Пророка ﷺ к рабовладельцам: «Раба следует одевать в ту же одежду, что у его хозяина, и кормить той же пищей, и нельзя возлагать на него непосильную работу» (Ахмад).
Затем Всевышним был ниспослан аят Корана, где говорится (смысл комментария): «И кто из вас не имеет возможности жениться на свободной верующей женщине, пусть женится на верующей рабыне...» (сура «Ан-Ниса’», аят 25). Тем самым поощрялась женитьба рабовладельца на своей рабыне, что значительно возвышало её статус и достоинство.
Далее пропаганда освобождения рабов получила широкое развитие. Об этом ниспосылалось немало аятов, излагалось множество хадисов.
В суре Корана «Аль-Баляд» сказано (смысл комментария): «Разве Мы не указали ему (человеку) верный из двух путей? Он не стал преодолевать трудность (совершая хорошие поступки). Откуда ты мог знать, что такое “аль-акаба” (образно “трудный, крутой путь – благие деяния, сопряжённые с преодолением трудностей”)? Это – освобождение раба» (аяты 10–13).
Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «Кто освободит раба, тому Аллаh ﷻ за каждую часть тела этого раба освобождает и его часть тела от огня Ада» (Муслим).
Прислушиваясь к этим разъяснениям и желая соответствующего воздаяния Всевышнего, верующие приступили к массовому освобождению рабов. Обращаясь к историческим документам, мы убеждаемся, что отдельные хозяева освобождали рабов сотнями. Кроме того, в религии Господа закреплены некоторые обязательные условия освобождения рабов. К примеру, если рабовладелец даже шутя обронил слова, что он освобождает раба, это сразу вступало в законную силу; очищение от некоторых грехов было увязано с освобождением раба. Так, например, совершение убийства по неосторожности, сознательное нарушение поста, произнесение мужем клятвы, что жена становится ему запретной, клятвопреступление в повседневной жизни и многое другое.
Таким образом, огромное количество рабов получали свободу, и многие из них достигли даже более высокого положения в обществе, чем свободные по происхождению. Такие бывшие рабы, как Салман аль-Фариси رضي الله عنه, Сухайб ар-Руми رضي الله عنه, Зайд ибн Хариса رضي الله عنه, Билял аль-Хабаши رضي الله عنه и многие другие, вошли в историю как одни из самых выдающихся личностей Ислама.
Такое отношение к рабам передалось и представителям других религий, которые проживали на тот момент рядом с мусульманами. Приведём лишь один пример. На одной из конных скачек в Египте парень из общины коптов (египтянин) оставил позади сына правителя этой страны Амра ибн Аса رضي الله عنه. Оскорблённый поражением, сын правителя, подойдя к парню-победителю, с пренебрежением сказал ему: «Это ты осмелился обогнать сына своего хозяина?!» – и ударил его плетью. Обиженный на такое отношение к сыну, отец парня отправляется в Медину, чтобы пожаловаться по этому поводу халифу Умару رضي الله عنه. Халиф пригласил к себе Амра ибн Аса رضي الله عنه с сыном. Когда тот приехал, на большом собрании халиф, обращаясь к нему, спросил: «О Амр, с каких это пор вы людей, рождённых свободными, стали называть своими рабами?!» Затем, отдав в руки копта плеть, приказал хорошенько отстегать правителя за недостойный поступок его сына. Увидев справедливость халифа Умара رضي الله عنه, копт тут же решил уверовать во Всевышнего и проявил благородство, отказавшись бить Амра ибн Аса رضي الله عنه, простив ему обиду, нанесённую его сыном. Тогда Умар رضي الله عنه, обращаясь к нему, сказал: «Клянусь Аллаhом ﷻ, если бы ты стал его бить, то никто не остановил бы тебя, пока ты сам не перестал бы».
В данном примере вызывает удивление не покорность славного военачальника Амра ибн Аса رضي الله عنه и не справедливое решение халифа Умара رضي الله عنه, потому что они вели себя так, как этого требует от них их вера. А удивляет то, что представитель другой религии из-за одного оскорбительного слова в адрес его сына приехал жаловаться из Египта в Медину. Если бы он не надеялся на справедливость Умара رضي الله عنه и свободолюбие Ислама, то не решился бы на такой поступок.
Только вера в Единого Бога, покорность Ему могут дать человеку истинную свободу и равноправие в обществе.
Рашид Камалов