27 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Социальная

Культурное самоубийство

Но много ль достигнуто прока, Что смолоду горцам свобода дана Кидаться в объятья порока. (Расул Гамзатов, «Аульская мечеть»)

Как-то замечено, что, прежде чем совершить прыжок в бездну небытия, цивилизация совершает культурное самоубийство. После зарождения, развития и тихой старости у общества, видимо, наступает обратный процесс, выражающийся необъяснимой тягой к уничтожению самого себя.

Возьмём мой любимый Древний Рим, который своим обустройством, могуществом и процветанием стал эталоном и основой западного мира, даже современной цивилизации в целом. Были времена подъёма, Рим всесторонне развивался, расширялся, поглощал окраины, влиял на умы, меняя сознание и мировоззрение половины земного шара. Затем наступила эпоха деградации, когда империя перестала быть сильной, собранной, дееспособной. Тому есть множество объяснений, но самое основное – это культурное самоубийство: нравственное разложение, приведшее к всеобщему упадку, утере духа и воли. Могучее дерево крепкой державы обычно подтачивают внутренние черви.

Подобное состояние общества можно теперь наблюдать в прямой наследнице Рима – современной Европе. Пройдя виток истории от руин Колизея к идеям гуманизма, демократии и технического прогресса, Европа пришла к вроде бы безбедной жизни среднего буржуа, но мы сегодня наблюдаем там классическое падение нравов: стремление лишь к чувственному наслаждению, оправдание всего аморального, богопротивного и противоестественного сути человека, его духу. Кантовский «моральный закон во мне» стал объяснением тому, как смотреть на мир и вести себя. Шаг за шагом отвоёвывается свобода делать всё, что хочется. Под «независимостью» прячется всё то же стремление к необузданной животной страсти, в основе которой лежит обожествление своего эго. Европа встала на табурет и накинула верёвку на шею – нет будущего у людей без пола, детей, веры в Бога…

А что мы? Опасность культурного суицида обошла нас? Может, любуясь красивым забором западного соседа, мы не заметили бардака внутри их дома и не придали этому должного значения, убедив себя, что в нашей «избе» такому не бывать? Хочется верить, что, когда мы осуждаем и отвергаем всю эту «не нашу» культуру, делаем мы это не в пику им в меру сложившегося политического противостояния, а по глубинным убеждениям, что это действительно нам чуждо и противоречит нашему миропорядку. Тут хотелось бы избежать половинчатых мер. Конечно, важно и правильно утверждать, что мы за всё хорошее и против всего плохого, но дальше что? Будут ли действия, подтверждающие наши намерения оставаться на своём (как мы убеждены, правильном) пути, или ограничимся лозунгами да теледебатами? Как мы собираемся оградить родной огород от запаха и пожара с соседнего участка и какие у нас есть огнетушители? Инструкцию по борьбе с «тлетворным влиянием» и веяниями «оттуда» мы, кажется, давно потеряли, как и умение воспитывать патриотов.

Однако мы как-то держимся и не перестаём верить в своё будущее. Думаю, помогает нам в этом наша вера в Бога, которую мы сохраняем. Соблюдающий предписания Всевышнего – это, по сути, идеальный гражданин. Он далёк от спиртного (по статистике, большая часть преступлений совершается в алкогольном или наркотическом опьянении), не нарушает закона, примерный семьянин, трудяга, заботящийся о семье и её благополучии. Верующий не делает плохого ни себе, ни другим, живёт по принципу: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой». Это руководство для верующих, простой закон жизни, который регулирует человеческие отношения, делая их справедливыми. Приверженцы религии Господа не обманут, не подведут, не позарятся на чужое, по мере сил окажут помощь.

А ещё религия учит любить Родину, защищать её границы, и среди больших грехов есть оставление поля боя, бегство, предательство. Может, кому-то покажется невозможным, но нельзя ли с ранних лет учить наших детей нравственности, хорошим поступкам, высокой морали? Пусть это будет на фундаменте традиционных для России религий, почему нет?! Пусть развиваются примечетские медресе, а вместе с ними духовность, чистота нравов, любовь к ближнему, милосердие, миролюбие. А если кто-то запрещает и не даёт ходу такому развитию, то это, скорее всего, люди либеральных (синоним – прозападных) взглядов, ратующие за культ личности вопреки общественному, считающие это наивысшей ценностью и ведущие нас к тому самому «культурному» самоубийству.

Азиз Мичигишев