04 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.10.2022 (по Шафии)

1.В каком порядке желательно совершать суннат-намазы (ратибат) при их объединении?

Одним из условий объединения намазов является непрерывность их совершения в период времени первой молитвы (например, в обеденное или вечернее время). А непрерывность их совершения во время второго из объединяемых намазов (например, в послеобеденное или ночное время) является крайне желательным. Поэтому между ними суннат-намазы не совершают.
Суннат-намазы, совершаемые до и после обязательных намазов, при их объединении лучше совершать следующим образом: при объединении, например, обеденного и послеобеденного намазов сначала совершаются ратибаты, идущие до обеденного намаза, затем оба обязательных намаза, после их завершения совершают ратибаты, идущие за обеденным намазом, а следом ратибаты послеобеденного намаза. Таким же образом совершают суннат-намазы вечернего и ночного намазов.
Можно совершать их и другим образом, например, поменять вышеуказанный порядок ратибатов и совершать их после обеих обязательных молитв.
 («Тухфат аль-Мухтадж»)

2.С кем остаются дети, которым уже исполнилось семь лет, после развода родителей и нового замужества матери?

Ребёнок, достигший возраста, когда он самостоятельно может есть, пить и справлять нужду (примерно 6–7 и более лет), при разводе родителей остаётся с тем из них, кому он отдаст предпочтение. В хадисе Пророка r говорится: «Пусть ребёнок выберет между своим отцом и матерью» (ат-Тирмизи).
Если тот из родителей, кого предпочитает ребёнок, является умалишённым или нечестивцем (фасик), или же мать ребёнка вновь выйдет замуж, то предпочтение отдаётся другому родителю, поскольку в этих случаях ребёнок лишается права выбора.
(«Хашията Кальюби ва Умайра»)

3.Можно ли продавать в рассрочку золото или серебро и изделия из них за бумажные деньги?

Согласно шафиитскому мазхабу, запрещается продавать в рассрочку золото или серебро и изделия из них за любую валюту. При продаже золота за золото, серебра за серебро и одинаковых валют (рубли за рубли) необходимо соблюсти следующие условия:
1) их масса или количество должны быть одинаковыми;
2) отсутствие отсрочки;
3) приём из рук в руки на месте совершения сделки.
При продаже золота за серебро и наоборот, также при продаже одной валюты за другую (доллары за рубли и наоборот) должны быть соблюдены названные второе и третье условия.
При продаже за бумажные деньги золота и серебра и изделий из них также необходимо соблюсти условие, согласно которому предметы торга передаются из рук в руки на месте совершения сделки, и исключить отсрочку.
Примечание:
Разрешается купля-продажа в рассрочку золота, серебра и валюты за такой товар, обмен на который не приводит к ростовщичеству, например, продажа машины за золото.
(«Аль-Икна фи хилли аль-фази Аби Шуджа», «Аль-Фатава аш-шарияф иль-Масаиль аль-иктисадия»)

4.Можно ли инвестировать в торговлю (мудараба) на определённый срок с условием, что доход инвестора будет фиксированной суммой, например, определённый процент от его вложений, а бизнесмен получит всю оставшуюся прибыль?

Данный договор недозволен и недействителен, так как условием действительности договора инвестиции в торговле является определение конкретной доли инвестора и бизнесмена от чистой прибыли, а не от капитала.
Например, инвестор ссудил кому-либо один миллион рублей с условием, что через год тот вернёт их с 25 % прибыли, то есть 1250000, или же эти проценты раскинули по месяцам – бизнесмен должен будет выплачивать ежемесячно по 2,08 % от миллиона, то есть 20833 рубля, до конца года. В обоих примерах, по единогласному мнению учёных, сделка между ними недействительна и заключает в себе элементы ростовщичества (риба).
Правильно будет договориться разделить чистую прибыль в определённом процентном соотношении, например, 50/50 или 30/70. Так, если бизнесмен, используя этот миллион, заработает 500 тысяч, то оба поделят их или пополам, или, к примеру, 150 тысяч одному и 350 тысяч другому.
 («Тухфат аль-Мухтадж», «Аль-Мугни ли Ибн Кудама»)

5.Можно ли трогать без омовения лист бумаги или доску, на которых написаны аяты Корана?

Не дозволено дотрагиваться без омовения до того, на чём написано что-либо для урока из Корана, например, до листа бумаги, доски и т. п., поскольку это подобно тому, как прикасаться к самому Корану.
Если это писалось с намерением получить благодать, то – не запрещено. 
Намерение, с которым написано – для урока или для получения благодати, рассматривается непосредственно при написании аятов.
В том случае, если выдержка из Корана написана для себя или другого человека бесплатно, рассматривается намерение того, кто пишет: если писалось за деньги, то рассматривается намерение того, кто попросил написать.
(«Тухфат аль-Мухтадж»)

6.Может ли человек, самовольно погасивший чужой долг, потребовать у должника его возмещения?

Если человек, не будучи отцом или дедом должника, выплатит его долг без его разрешения, он не может требовать у него возмещения, даже если и намеревался сделать это. Что касается отца и деда, то они могут потребовать возврата, если выплатили долг сына или внука с намерением потребовать возврат.
Выплативший долг может потребовать возврат, если должник разрешил выплатить его долг с условием, что он вернёт отданное, или без этого условия, и если выплативший, возмещая его долг, не намеревался совершить таким образом благодеяние.
(«Тухфат аль-Мухтадж»)

7.Можно ли в договоре аренды учесть выплату ежегодной индексации с учётом инфляции?

Для действительности договора аренды недвижимости необходимо указать:
1) срок сдачи в аренду;
2) сумму арендной платы.
В то же время эту плату можно разбить на определённые периоды, даже не поровну. То есть оплата на определённый период может быть разной: на один меньше, на другой – больше. 
И можно, учитывая прогноз инфляции, обозначить арендную плату в возрастающем порядке, но только чётко определив для этого критерии. Это значит, что не от 3% до 5%, а 3% или 5%.
Например, квартира сдаётся в аренду на три года. В первый год ежемесячная оплата будет десять тысяч рублей. На второй год оплата вырастет на пять процентов и составит десять тысяч пятьсот рублей. На третий – ещё на пять, то есть в общем на десять и составит одиннадцать тысяч рублей. 
При этом арендатор имеет право требовать эту плату, даже если инфляции не было. Но в то же время он может и отказаться от повышения. 
(«Тухфат аль-Мухтадж»)
 

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).