30 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.10.2022 (по Ханафи)

1.Один человек должен мне денег, но он не может их вернуть. Могу ли я попросить его выполнить определённую работу вместо возврата денег?

Да, это допускается. Подобное решение данного вопроса называется примирением (сульх), и оно приобретает вид работы по найму. Взятые в долг деньги станут заранее отданной платой за работу. В данном случае будут рассматриваться условия работы по найму. А это значит, что работа должна быть конкретизирована сроком или количеством в зависимости от её вида.
(«Любаб фи шарх аль-Китаб»)

2.Можно ли верующему, имеющему кафе, где вся еда дозволенная (халяль), разрешать посетителям приносить с собой то, что не дозволено в религии? Впадает ли при этом в грех хозяин кафе? И также могут ли верующие посещать места, где, к примеру, пьют, курят? 

Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Кто содействует в грехе хотя бы полусловом, тот становится соучастником этого греха» (Ибну Маджах). 
Как становится ясно из этого хадиса, человек впадает в грех за любое содействие греховному; в данном случае хозяин заведения предоставляет место для употребления запретного, поэтому он будет соучастником этого греха. Также человек, который посещает места, где употребляют запретное (хотя сам не употребляет), становится тем, кто одобряет то, что запретил Всевышний; в таких местах тоже запрещено находиться.

3.Можно ли совершать намаз в обуви?

Если тело, одежда или место молитвы будут нечистыми, то наш намаз не будет действительным. По поводу совершения намаза в обуви учёные высказали два мнения. Одни считают, что намаз в обуви дозволен, другие – желателен. В книге «Марак иль-Фалях» приводится хадис, переданный Абу Даудом и Ахмадом, в котором Пророк ﷺ сказал: «Когда кто-либо из вас придёт в мечеть, то пусть внимательно посмотрит на обувь, и если увидит на ней нечистоту или грязь, то пусть оботрёт её об землю (удалив нечистоту), и пусть совершает намаз в этой обуви». 
Богослов ат-Тахтави в комментариях пишет: «В этом хадисе есть указание на желательность совершения намаза в чистой обуви, как об этом сказали учёные нашего мазхаба». 
Конечно, не стоит удивляться тому, что в мечеть заходили в обуви, ведь в то время в мечетях не стелили ковры, люди молились на чистой земле.
Заключение: намаз в обуви можно совершать. Главное условие – отсутствие на ней нечистот. В случае их наличия обувь нужно очистить либо снять и затем совершать намаз.

4.Является ли нечистой (наджасой) моча новорождённого ребёнка?

В книге «Марак иль-Фалях» сказано, что моча животных, мясо которых не дозволено в пищу, является грубой нечистотой (наджасой). Это относится и к моче человека, даже грудного ребёнка. Богослов ат-Тахтави пишет, что моча ребёнка является наджасой, даже если он питался только материнским молоком. И разницы нет, мальчик это или девочка.

5.Является ли шуба из нутрии (болотный бобр) наджасой?

Если шкура прошла дубление, то она – чистая. А что касается шерсти, то она тоже является чистой.
(«Марак иль-Фалях»)

6.Можно ли прокалывать уши мальчикам?

Делать это нельзя (харам), а что касается девочек, то – дозволено.
(«Радд уль-Мухтар»)

7.Можно ли держать собаку?

Если от неё есть польза, то можно. Например, для того, чтобы пасти овец или охранять дом, когда есть опасность, что в него могут зайти воры.
Запрещено содержание собаки непосредственно в доме или квартире. Запрет объясняется тем, что собаки, в отличие от кошек, являются нечистыми, слюна их является наджасой (нечистотой).

8.Каково решение по поводу сбривания бороды?

Сбривать полностью бороду является карахату-тахрим, то есть это нежелательность, близкая к запрету. Допускается укорачивать бороду, когда она будет больше, чем размер кулака. 
 Тот, кто внешне старается выделить себя соблюдением определённой сунны, несёт большую ответственность. Надо быть внимательным в своих словах и действиях.
(«Фикх уль-Ислам ва адиллятуху»)

9.Можно ли размещать фотографии людей на стенах или полках?

Современный учёный аз-Зухайли пишет, что фотографии дозволены, и не запрещено их вешать на стену или ставить на полку, если это не способствует греху, например, фотографии женщины с обнажённым телом. Если на фотографии изображено то, на что можно смотреть согласно нормам религии, то это не запрещено.
(«Аль-Фикх уль-Исламия ва адиллятух»)

10.Я держу овец. Поясните, пожалуйста, когда и как нужно выплачивать закят.

Минимальное количество голов овец, с которых выплачивается закят, – сорок. Если количество овец достигло сорока и более и после этого прошёл год, то выплачивается одна годовалая овца (самка или самец). Условием является, чтобы овцы паслись на пастбище больше полугода.
Если количество голов увеличится и достигнет 121-й, то с них выплачиваются две годовалые овцы. И так продолжается до 200 голов. С 201-й до 399-ю голову выплачиваются три годовалые овцы. С 400 голов отдают четыре годовалые овцы. Затем с каждой сотни по одной голове. То есть с 500 – пять голов, с 600 – 6 голов и т. д. Козы также пригодны для закята.
(«Любаб фи шарх аль-Китаб»)

11.Можно ли удалять волосы, растущие на лобке, не лезвием, а средствами для удаления волос (мазь и т. д.)?

В книге «Фатава аль-Хиндия» сказано: «Допускается обрабатывать лобок средством для удаления волос на теле».
Таким образом, разрешено удалять волосы под мышками и на лобке путём нанесения средств для удаления волос.

12.Обязательно ли отвечать на призыв азана, если находишься в мечети и читаешь Коран?

По поводу того, следует ли отвечать на призыв азана, мнения учёных расходятся. Одни считают, что это является необходимым (ваджибом). В таком случае человек обязан прекратить все дела, даже чтение Корана, и отвечать на призыв азана. 
Другие учёные полагают, что отвечать на призыв азана словами является сунной. Согласно этому мнению, Коран можно продолжать читать. Но в любом случае лучше сделать паузу и ответить на призыв. Согласно обоим мнениям, можно не отвечать на призыв азана словами, если человек ест или ведёт урок по религиозным наукам. Не отвечают на призыв азана, находясь в намазе, а также пребывая в отхожем месте. 
Богослов Ибн Абидин, подводя итог по этому вопросу, пишет, что отвечать на призыв азана словами является желательным.
(«Хашияту ибн Абидин»)