Молитвы, читаемые при бедах и трудностях
Со слов Абу Хурайры رضي الله عنه передаётся, что всякий раз, когда Пророк ﷺ хотел помолиться против или за кого-либо, он читал молитву «Аль-Кунут» в намазе после совершения поясного поклона.
Арабское слово «кунут» имеет много значений, а именно: «смирение», «послушание», «преданность», «стояние». В религиозной же терминологии это особая мольба, которая читается во время намаза стоя.
В ханафитском мазхабе молитва «Кунут» читается до поясного поклона в третьем ракаате намаза-витру, совершение которого является ваджибом (необходимостью). Намаз-витру совершается после обязательного ночного намаза и двух ракаатов сунны.
В книге «Хашияту Ибн Абидин» хафиз Абу Джафар Тахавию сказал: «В нашем мазхабе не читают дуа “Кунут” в фарз-намазах, кроме как при бедах. То есть если постигнет беда либо смута, нет ничего порицаемого в том, чтобы читать дуа «Кунут» в утреннем намазе, как это делал сам Пророк r. Что касается его чтения во всех пяти намазах, то об этом никто, кроме имама аш-Шафии رضي الله عنه, не говорил. Чтение «Кунута» при бедах, согласно ханафитскому мазхабу, обособлено именно в утреннем намазе, исключая все остальные фарз-намазы.
Учёные считают, что дуа «Кунут» в утреннем намазе читается имамом в коллективном намазе, то есть, если намаз совершается в одиночку, молящийся не читает дуа «Кунут» в утреннем намазе».
Имам Ибн Абидин сказал: «То, что мне стало известно: молящийся позади имама следует за ним во всём, кроме случая, когда имам читает дуа «Кунут» вслух, в этом случае он говорит «амин». Имам читает дуа «Кунут» при бедах в утреннем намазе после поясного поклона, но не до него».
Имам Шурунбуляли также в своей книге «Марак иль-Фалях» говорит следующее: «Читается дуа “Кунут” при постижении бед в утреннем намазе после поясного поклона».
Дуа «Кунут»:
«Аллаhyмма, инна настаинука ва настахдика ва настагфирук ва натубуиляйк, ва нуминубика ва натаваккалю аляйка, ва нусни аляйкя ль-хайракулляхy, нашкурукa, ва ля накфурук ва нахляу ва натрукуманйа фджурук. Аллаhумма, ийакянабуду, ва ляканусалли ва насджуд, ва иляйканаса ва нахфид, нарджурахматака, ва нахша азабака, инна азабак аль-джиддаби ль-куффаримульхик».
Смысл: «О Аллаh I, мы просим Твоей помощи, Твоего руководства, Твоего прощения, и мы раскаиваемся перед Тобой. Мы веруем в Тебя, и мы полагаемся лишь на Тебя. Мы восхваляем Тебя наилучшим образом. Мы благодарим Тебя, и мы не из числа неблагодарных Тебе. Мы отдаляемся от всех непокорных Тебе. О Аллаh I, только Тебе мы поклоняемся, лишь Тебе мы молимся и перед Тобой простираемся ниц. Мы устремляемся только к Тебе, и мы быстры в служении Тебе. Мы надеемся на Твою милость и боимся Твоего гнева. Воистину, Твоё наказание постигнет неверующих».
(«Хашияту Ибн Абидин», «Марак иль-Фалях»)