26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Актуально

«Очередной жук в навозной куче». Чему учит японское аниме?

На полках этого книжного магазина одним из первых в городе появился целый уголок японских комиксов (их ещё называют японским словом «манга»).

На базе манги часто появляются различного рода мультипликации – аниме. Это не совсем мультики в нашем с вами понимании. Здесь могут быть и вполне себе взрослые картины, но созданные в мультяшном анимационном виде. Любители манги и аниме нередко выделяются в некую отдельную молодёжную субкультуру – анимешников.

Являясь человеком далёким от всего аниме-мира, я некоторое время рассматривал полку с комиксами, пока наконец не подозвал консультанта. 
Хрупкая девушка в платке и кедах вызвалась мне помочь. С первых же минут выяснилось, что она перечитала практически всё, что продавалось в магазине, и с лёгкостью ориентируется в новинках и «классике» японской манги. 

На большинстве книг стоял предупреждающий знак 18+, на что я, естественно, обратил внимание консультанта. Она заверила, что ей самой 18, но призналась, что литературу покупают в основном ребята намного моложе – школьники. Никто за соблюдением возрастного ценза не следит. 
Пока мы обсуждали один комикс за другим, пытаясь понять, с чего мне лучше начать погружаться в этот, судя по картинкам на книгах, жестокий мир японской молодёжной литературы (если её таковой вообще можно называть), моё внимание привлекла чёрная, мрачного вида книжка. 
«Это “Тетрадь смерти”», – поведала консультант. Книга, кстати, запрещена судом в Санкт-Петербурге. Почему её продают у нас, непонятно. По сюжету мальчик находит магическую тетрадь, написав в которой имя любого человека можно лишить его жизни. Чем он и решает заняться, убивая направо и налево. Поисками злодея, как выразилась консультант, занят выдающийся следователь. Их борьба и есть вся суть книги. «Но мне злодей больше нравится», – призналась девушка. Удивлённый, я спросил: «Нравится как литературный персонаж?» Она замялась и с загадочной улыбкой ответила: «Не только…»

Погружаться дальше в то, каким образом девушку привлекает откровенный злодей-убийца, почему-то не хотелось. Но я попросил порекомендовать мне какое-нибудь произведение, после прочтения которого у меня возникло бы представление, что представляет собой японская манга. «Почитайте “Цветы зла”, – предложила консультант. – Это моё любимое произведение», – призналась она. 
Я так и сделал. Книга повествует о судьбе парня по имени Касуга, учащегося обычной японской школы, влюблённого в свою одноклассницу. 

Уже с первых минут автор данной манги Сюдзо Осими окунает нас в весьма неприглядную атмосферу, созданную им в этом учебном заведении. К примеру, на упрёк школьного учителя (он нарисован весьма грубым и карикатурным) о провальной контрольной работе ученица Накамура называет его «ублюдком» и призывает «закрыть пасть». И это лишь малое из того, что сходит ей с рук. 

Именно Накамура становится невольной свидетельницей того, как Касуга украл спортивную форму возлюбленной им одноклассницы, и с этого дня, шантажируя его этим фактом, извращенка (так она себя позиционирует) измывается над парнем.

«Маленький уродец», «трусливая крыса», «чёртов кусок говна», «дерьмо» – это неполный список эпитетов, награждая которыми она регулярно избивает одноклассника после уроков, заставляет его совершать подлости (например, носить женскую одежду, разрушить классную комнату) и даже насилует его.

 Сам Касуга представлен невероятно эмоциональным, подавленным и странным парнем. Все его эмоции чрезвычайно выразительно транслируются в ходе всего сюжета посредством рисунков. 

Его, мягко говоря, необычность привлекает внимание той самой возлюбленной, что учится с ним в одном классе. Она влюбляется в него и, не удивляйтесь, тоже насилует…

Особый интерес представляют отношения Касуги со своими родителями. По сюжету книги они практически не контактируют. Касуга приходит забитый домой и идёт спать, в крайнем случае неохотно ужинает или завтракает. Никаких содержательных тем не обсуждается. Попытка родителей остановить ночные похождения школьника, попавшего под негативное влияние одноклассницы, заканчивается тем, что Касуга называет отца «говноедом», обвиняя его в том, что он «просто очередной жук в навозной куче».

Постепенно Касуга из жертвы Накамуры превращается в её подельника, стремящегося угодить ей во всех её немыслимых извращениях. К примеру, чтобы удивить её, он своровал нижнее белье одноклассниц и развесил его у себя в шатре за городом. 

Вот как автор произведения устами Касуги объясняет этот его поступок: «Всё из-за того, что этот город, включая меня, – кучка говноедов. Из-за того, что мы пустой мусор. Но даже если так… я хотел совершить что-то. Потому что… я хотел найти что-нибудь важное, только для меня… И только для меня. И я больше ничего не мог сделать, кроме этого». Очень глубокая философия? 

Заканчивается всё достаточно банально. Парочка (Накамура и Касуга), лишённая смысла жизни, решает найти отдушину на «другой стороне», покончив жизнь самоубийством. Школьники пытаются сжечь себя на крупном городском фестивале перед телекамерами, обзывая себя и всех остальных «говноедами». Им это не удаётся, и в последующем они пытаются как-то прожить друг без друга…

В конце сам самой напрашивается какой-то вывод. Вопросы о морально-нравственной стороне книги бессмысленны, понять, в чём вообще художественная ценность данного произведения и чем руководствовался автор, тоже трудно. 

Осталось ощущение, что ты побывал на мусорке, весь измазался и измарался. А теперь пытаешься осмыслить, зачем всё это было нужно и как ты вообще здесь оказался. 

Как по мне, если вы не хотите, чтобы ваши дети, устами автора этой манги, превратились в «говноедов», считающих себя и всех окружающих «мусором», – оградите их от подобной «литературы». 
 

Хамид Асадулин