26 апреля
2024 года
поделиться

Как молиться, когда ты болен?

Религию характеризует ориентированность на индивидуальные особенности верующих – дабы помочь им соблюсти предписания Всевышнего.

Ни от кого не требуется совершение таких действий, которые ему не под силу. Что касается больных людей, то на них возложено столько обязанностей, сколько позволяют их силы и возможности. Любой больной ответственен за совершение намаза настолько, насколько он способен его физически выполнить. Например, тот, кто не может стоять на ногах, или для кого положение стоя может стать причиной осложнения болезни или ухудшения общего состояния, может выполнять намазы сидя. Если нет сил и на это, можно совершать намаз, лёжа на спине и выполняя поклоны головой. 

Данное решение исходит из хадиса Пророка ﷺ. Один из сподвижников страдал от геморроя, и он спросил, как ему совершать намаз, на что Посланник Господа ﷺ ответил: «Совершай намаз стоя; если не можешь, то –  сидя. Если и на это не хватает сил, то можешь выполнить намаз лёжа!» В сборнике ан-Насаи приводится другой вариант этого хадиса с таким добавлением: «Если у тебя не хватит сил, то совершай намаз лёжа на спине. Аллаh не возлагает на человека того, что он не в силах сделать» (аль-Бухари).

Исходя из этого, учёные вынесли решение, что больным людям, которые не способны полноценно совершать намаз стоя в силу физического недостатка, болезни (внутренних органов, позвоночника, переломов конечностей), тяжёлого протекания беременности (трудно наклоняться, угроза выкидыша), можно выполнять молитву так, как позволяет их здоровье. 

Если больной не в состоянии стоять – он молится сидя, совершая поясные и земные поклоны. Человек не способен стоять на ногах тогда, когда нахождение в положении стоя вредит его здоровью. А также если он опасается обострения болезни или задержки выздоровления, или испытывает из-за этого головокружение и сильные боли. Но если ему это просто трудно делать (но нет вреда для здоровья, это лишь дискомфорт), то не стоять в намазе будет недозволенным. 

Если молящийся способен стоять, опираясь на что-либо, то будет правильным ему молиться стоя, опираясь. И не разрешается ему молиться сидя, пренебрегая возможностью исполнить молитву стоя. 

При совершении намаза сидя есть важное условие: наклон головы в саджда (земном поклоне) должен быть ниже, чем в руку (поясном поклоне), иначе молитва будет недействительной. 

Однако молящемуся надлежит ориентироваться на своё реальное состояние и не переусердствовать. Непозволительно молиться сидя или лёжа, когда человеку стало лучше и он уже может выполнять намаз полноценно. Если верующий начал молитву, будучи больным, но потом в намазе почувствовал облегчение, то следующие действия намаза он должен продолжить стоя (если сидел) или сидя (если лежал). Также предпочтительно совершать намаз стоя, опираясь на другого человека или палку, чем сидя.

Важно отметить, что неполноценный намаз не будет считаться действительным, если у молящегося не было объективных причин для послаблений.

Если же во время намаза стало плохо, то лучше не прекращать молитву, а продолжить намаз сидя или лёжа. 

Если больной молится сидя, то как ему садиться? 

Наиболее верным мнением является то, что можно сесть так, как наиболее удобно совершать намаз. Если молящийся не способен сидеть выпрямившись, но может сидеть, опершись или прислонившись к стене или к другому человеку, то ему будет необходимым (ваджиб) молиться, опираясь или прислонившись.

Тот, кто совершал намаз жестами или наклонами головы, совершает земной поклон забывчивости (саджду ас-сахв) также жестами или наклоном головы. 

Важно учесть следующий фактор. Если человек совершал молитву сидя, и во время намаза у него наступило облегчение и он смог встать, то он продолжает выполнять намаз стоя. А если он совершал намаз лёжа, выполняя поклоны головой, и почувствовал облегчение и способность совершать намазы сидя, но продолжил молиться сидя, то он должен будет выполнить этот намаз ещё раз. 

Намаз лежачего больного 

Молящийся лежит на спине, вытянув ноги в направлении киблы. Желательно при этом их чуть сгибать в коленях. Поясной и земной поклоны делаются кивком головы. Рекомендуется подкладывать что-либо под голову, дабы приподнять верхнюю часть туловища.

Передаётся, что Посланник Аллаhа ﷺ однажды навестил больного и увидел, что тот перед собой положил подушку и наклоняется к ней, имитируя поклон. Пророк ﷺ убрал подушку в сторону и сказал: «Совершай намаз, касаясь лбом земли, если получается. Если нет, то делай поклоны, склоняя голову: при совершении земного поклона склоняйся ниже, чем при совершении поясного поклона» (ат-Табарани).

В случаях, когда верующему нельзя лежать на спине, ему позволено перевернуться на правый бок лицом в сторону киблы.
Если больной не может совершать поклоны головой, то обязанность выполнения намаза с него снимается. А совершение поклонов в виде вращения глазными яблоками и движения бровями не принимается.
 
Если больной станет выздоравливать, обязан ли он возместить те намазы, которые не смог совершить даже жестами? 

Если человек в силу серьёзной болезни (находился без сознания, был парализован) пропустил шесть намазов подряд, то он не обязан их восполнять, а также платить за их пропуск фидью (денежную компенсацию). Если же пропущено меньше шести намазов, то их восполнение становится обязательным. Свидетельством тому служит то, что однажды Ибн Умар رضي الله عنه находился без сознания в течение дня и ночи, а когда пришёл в себя, то не стал возмещать пропущенные молитвы. (ад-Даракутни) 

(«Фатава Хиндия»)

Мухаммад-фарук Азимов