29 марта
2024 года
поделиться
Категория: Спорт

Киберспорт – игра или цифровая реальность?

Киберспорт – как его ещё называют, «компьютерный спорт» или «электронный спорт» – сейчас у всех на слуху. Давайте разберёмся и узнаем, что это за современный и относительно новый вид спорта.

История первых турниров берёт начало в 1997 году, когда американец Эйнджел Муньез сделал из компьютерных игр захватывающие публичные зрелища с прямыми трансляциями, а точнее 26 июня 1997 года была создана Cyberathlete Professional League (CPL), которое можно перевести примерно как «киберспортивная профессиональная лига».

Проект Муньеза стал весьма успешным, соревнования привлекли огромное количество участников-игроков, зрителей, спонсоров и рекламодателей. Поэтому вслед за СPL появились и другие лиги. Одними из первых были World Cyber Games и Electronic Sports World Cup. Сегодня киберспортивное сообщество насчитывает сотни различных организаций, проводящих соревнования. В России киберспорт признан официальным видом спорта. В киберспортивную команду попадают только по приглашениям. А вот чтобы стать менеджером, сопровождающим турниры, нужно окончить профильный вуз. 

Этот спорт бывает командным, где соревнуются две и более команды, и индивидуальным – там игроки соревнуются каждый сам за себя. На соревнованиях играют в разные игры, но чаще всего предпочтения отдают тем, в которых требуется проявление каких-либо навыков (быстрой реакции, применения определённой тактики, командной работы, стратегического мышления). Как правило, участники чаще всего соревнуются в шутерах и стратегиях. Из самых распространённых мы можем назвать такие игры, как FIFA 19 («ФИФА 19»), World of Tanks («Ворлд оф тэнкс», WOT) и т. д. 

В России зарегистрирована Общероссийская общественная организация «Федерация компьютерного спорта» (ФКС России). Под её эгидой ежегодно проводят всероссийские соревнования среди школьников и студентов, а также Чемпионат России и Кубок России. Такого рода соревнования выступают площадкой как для любителей, так и для тех, кто находится на полупрофессиональном уровне, чтобы набраться опыта и пробиться в высшую лигу. Последними участниками турниров ФКС России, которые пробились в профессиональные клубы, стали семнадцатилетний Иван Pure Москаленко и девятнадцатилетний Магомед Collapse Халилов – чемпион мира в составе Team Spirit.

Зависимость и игромания  

Есть в этом виде спорта и негативная составляющая, которая влияет на определённую группу молодого поколения. Это так называемая игромания, вызывающая у многих обеспокоенность. Что это, какой-то стереотип или действительно проблема? Что говорят специалисты?

«Киберспорт часто понимается как одна из форм зависимости – родители обращаются ко мне с подобными запросами, – рассказывает кандидат психологических наук Игорь Кабанов.

– Но это не так. Киберспорт – чётко выстроенная система отношений, ролей и тренировок, которая подразумевает способность человека применять спортивные навыки в киберпространстве».

У профессиональных киберспортсменов есть граница между игрой и реальностью: выполнив игровую задачу, они останавливаются. «Именно здесь и проходит грань между киберспортом и зависимостью, – отмечает психолог. – Если ребёнок не выполняет социальные обязанности, у него нарушается режим питания и сна, он перестаёт делать уроки – тогда имеет смысл говорить о зависимом поведении».

Перед тем как отдать ребёнка на занятия киберспортом, чтобы это занятие не перешло в игровую зависимость, необходимо убедиться, что у вашего сына или дочери хорошо развиты сила воли, интеллект, навык рефлексии. 

«Когда ребёнка отправляют в спортивную секцию, обязательно проводят разные исследования – чтобы убедиться, что он точно сможет заниматься тем или иным видом спорта, – отмечает специалист. – Ребёнок должен развиваться гармонично, и тогда всё будет хорошо».

В чём польза от занятия этим видом спорта? 

Самый важный фактор, который вырабатывается у киберспортсменов, это аналитическое мышление: надо просчитать ходы соперника, распознавать личностные черты других игроков. Во время игры игрок выполняет очень большую аналитическую работу. 

Кроме аналитического мышления, у игроков киберспорта развиваются и другие важные навыки и полезные качества:

– скорость реакции;
– способность работать и общаться в команде, ориентироваться на поведение других;
– умение взаимодействовать с информацией;
– спокойствие в стрессовых ситуациях, рассудительность;
– адаптивность: игрок учится быстро корректировать своё поведение.

Киберспорт – важная часть будущего. Те качества и навыки, которые прививаются с помощью киберспорта, в дальнейшем бывают востребованы в жизни и повседневном быту.
«Важно, чтобы родители понимали: киберспорт – один из ключевых этапов социализации детей и в целом полезный инструмент в их жизни, – заключает Игорь Кабанов. – Мир становится всё более цифровым, и детям нужно помогать в нём существовать».

Если подводить итог сказанному, можно сделать вывод, что в каждом деле необходимо искать пользу. В эру цифровых технологий неизбежно соприкосновение людей с техникой нового поколения. Просто необходимо ко всему подходить правильно, соблюдать рекомендации специалистов, ведь спорт – это не только мышцы и хорошее дыхание, но и умственный и интеллектуальный труд. Наверное, в ближайшем будущем мы сможем увидеть идеальных людей новой эры, когнитивных спортсменов – с выдающимися умственными способностями, здоровым телом и психикой.
 

Руслан Туляков