26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.09.2022 (по Ханафи)

1.Дозволено ли использовать пальцы в качестве сивака (для чистки зубов)?

При отсутствии специальной палочки (щётки, сделанной из ветвей дерева арак) дозволяется использовать пальцы в качестве сивака. Предпочтительнее – большой или указательный палец правой руки, во время совершения малого омовения.
 («Марак иль-Фалях»)

2.Что обязана прикрывать женщина во время намаза?

Совершая намаз, женщина обязана покрыть всё тело, кроме лица, кистей рук и ступней. Части тела, которые необходимо скрывать, называются авратом. Хотя и допускается, чтобы ступни были открыты, всё же лучше прикрыть их, ибо в этом будет проявление богобоязненности.
(«Хашияту ат-Тахтави»)

3.Какой должна быть одежда, чтобы она служила прикрытием тела в намазе, как для мужчин, так и для женщин?

Через материал, прикрывающий тело, не должен быть различим цвет кожи. Если тот, кто смотрит со стороны, может определить цвет кожи, то в этой одежде нельзя совершать намаз.
(«Хашияту ат-Тахтави»)

4.Как женщина должна поднимать руки, вступая в молитву, и как расположить руки во время намаза? 

В начале молитвы при произнесении вступительного такбира («Аллаhу Акбар!») женщинам не нужно поднимать руки к ушам, им достаточно поднять их до уровня груди, так, чтобы кончики пальцев не были выше уровня плеч. Если она поднимет их до ушей, то натянутся рукава её одежды, и, возможно, обнажатся руки ниже запястья. То есть откроется аврат, что недопустимо во время намаза. К сожалению, многие женщины не обращают на это внимания и в результате допускают оплошность. 

Женщины в намазе складывают руки на груди. Они должны просто положить ладонь правой кисти руки поверх левой. Складывать руки ниже пупка, как мужчинам, не нужно 
(«Марак иль-Фалях»)

5.Какую молитву нужно читать, чтобы найти потерянные деньги?

В хадисе от Ибн Умара رضي الله عنه приводится следующая мольба (дуа), которую рекомендуется читать, чтобы найти потерянное имущество (смысл): «О Аллаh ﷻ, Тот, Кто восстанавливает потерянное и избавляет от заблуждений! Ты выводишь нас из заблуждения. Возврати мне потерянную вещь (название, например, деньги). Твоей властью и могуществом, поистине, это (потерянная вещь) – дар от Тебя, от Твоей милости» (ат-Табарани).

Перед тем как читать эту молитву, следует всецело уповать на Всевышнего, ведь в Его могуществе – всё, Он и даёт, и забирает.

6.Сказано ли в Коране, как должен вести себя мусульманин в отношении посторонних женщин? 

Всевышний в Коране запрещает посторонним мужчинам и женщинам даже смотреть друг на друга (смысл комментария): «Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали взгляд (при виде того, на что им нельзя смотреть) и оберегали свои половые органы (от запретного). Это чистота для них. Поистине, Аллаh знает обо всём, что они (Его рабы) делают (и за все будет отчёт)» (сура «Ан-Нур», аят 30).

На отношения между посторонними мужчинами и женщинами указывает и следующий аят (смысл комментария): «И не приближайтесь к прелюбодеянию (не говоря уже о его совершении)! Поистине, это – разврат и дурной путь» (сура «Аль-Исра», аят 32). 

Итак, всё, что приводит к запретному, является запретным. Данный хадис разъясняет этот аят: «Прелюбодеянием глаз является взор (на запретных женщин), прелюбодеянием ушей является выслушивание рассказов (о запретном), прелюбодеянием языка является общение (с запретной женщиной), прелюбодеянием рук является касание запретного, прелюбодеянием ног является ходьба к запретному» (аль-Бухари). 

Всё, что приближает к прелюбодеянию, является запретным как для мужчин, так и для женщин, а это взгляды, общение, прикосновение, слушание и даже мысли.

7.Если на одежду или тело нанесён спирт, можно так совершать намаз?

Большинство учёных считают, что жидкость, которая опьяняет, является наджасой (нечистотой). Доводом тому служит аят Священного Корана, в котором говорится о том, что хамр (изготовленное из винограда вино) – это рижс, то есть наджаса, по мнению большинства учёных. 

Решение относительно спирта и других опьяняющих жидкостей такое же, как и относительно хамра. Посланник Аллаhа сказал: «Всё, что опьяняет, есть хамр, и каждый хамр является греховным (харам)».

В то время как увеличилось применение спирта для сохранения продуктов питания, некоторые учёные, считая его необходимостью, продиктованной условиями и «общей бедой», посчитали, что его (спирта) наличие прощается (афв).

Также, если по какой-то причине пришлось нанести спирт на тело и он попал на одежду, и нет возможности отстирать его, можно опираться на мнение этих учёных, и намазы, совершённые в таком состоянии, будут действительными. 

8.Учёные всегда говорят, что мы созданы лишь для поклонения Всевышнему. Неужели мы, кроме поклонения, ничего не должны делать?

Действительно, учёные приводят следующий аят Корана (смысл комментария): «И Я сотворил джиннов и людей лишь затем, чтобы они поклонялись Мне» (сура «Аз-Зарият», аят 56).

В толковании этого аята Мухаммад ас-Сави пишет: «Аллаh ﷻ сотворил людей и джиннов, чтобы они поклонялись Ему Одному, а не для того чтобы гонялись за мирским и погружались полностью в мирское».

Из этого становится ясно, что работать, заниматься мирским не запрещается, а аят указывает на то, чтобы первостепенное значение люди отдавали своему отношению к Господу, богослужению. Нельзя забывать, что поиск дозволенного заработка, работа, труд для обеспечения нужд своих близких и тех, за кого человек несёт ответственность, также является богослужением.
(«Хашият ас-Сави аля тафисир аль-Джалялайн»)

9. В каком случае открытие аврата (у мужчин это всё, что ниже пупка до нижней границы колен, а про женщин уже было сказано выше) нарушает намаз?

Если во время молитвы хотя бы четвёртая часть любой части тела, которая входит в область аврата у мужчин и женщин, остаётся открытой на время, достаточное для трёхкратного произнесения «субханАллаh», то такая молитва становится недействительной.

Если же откроется меньше четверти, то молитва не нарушится. В этом случае намаз будет действителен, даже если данная часть тела останется неприкрытой в течение всего намаза. Но такой молящийся всё равно впадает в грех, то есть ему за подобное совершение намаза необходимо попросить прощение у Всевышнего.
(«Хашияту ат-Тахтави»)

Мухаммад-фарук Азимов. тел.: +7 967 939 65 62