29 марта
2024 года
поделиться
Выпуск: 654, Сафар 1444
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.09.2022 (по Шафии)

1.Можно ли пользоваться дебетовыми банковскими картами для хранения на них сбережений в качестве «вадиа» (что-либо, сданное на временное хранение)?

Использование дебетовых банковских карт и депозитного счёта с целью получения определённого процента от банка или же кредитных карточек для получения кредитных услуг однозначно запрещено.

Что касается приобретения дебетовых банковских карт для хранения на них сбережений, по мнению большинства современных исламских учёных, деньги, перечисленные на них, не считаются сданными на временное хранение, так как вещь, отданная на хранение, не должна расходоваться или смешиваться с имуществом того, кому было вверено его хранение. Более того, тот, кто взял что-либо на хранение (в качестве вадиа), не несёт ответственности за его порчу, если не проявил в хранении халатности.

Данное положение основано на том, что сбережения, находящиеся на карте, смешиваются с деньгами самого банка и расходуются по его усмотрению или же после внесения их через банкомат забираются третьими лицами. И при этом банк несёт полную ответственность за деньги и обязуется возместить клиенту всю внесённую сумму в любое время.

Следовательно, деньги, внесённые на карточку, не имеют статуса имущества, сданного на хранение, а переходят в статус отданных в долг, так как деньги, отданные второму лицу с правом на расходование, считаются долгом (карз).

На основе вышесказанного разрешается использовать такого рода банковские карты для удобства произведения операций и электронных транзакций, а также внесения и получения денег из банкомата при условии отсутствия каких-либо начислений и лихвы (излишка).
(«Бухус фи казая фикхия муясара», Мухаммад Таки Усмани)

2.Обязан ли муж выплачивать штраф, если дал один или два развода и до истечения срока идды, не вернув жену словами, вступил с ней в половую близость?

Во-первых, с супругой, на возврат которой есть право, вступать в половую близость до истечения срока идды запрещено, если не вернуть её словами.

Во-вторых, если супруг всё-таки вступил с ней в близость и после не вернул её словами до истечения срока идды, он однозначно обязан выплатить жене штраф в размере махра, соответствующего её статусу.
Если же супруг вернёт её до истечения идды, то и в этом случае, по более достоверному мнению, он обязан выплатить вышеупомянутую сумму.

Примечание:

Муж вправе вернуть супругу во время идды, если дал ей один или два развода. Также он может вернуть её, если она беременна, до конца беременности, если не было троекратного развода.
Сколько бы супруг ни вступал в половую близость, установленный размер штрафа выплачивается однократно. То есть он с каждым разом не повторяется. 
(«Тухфат аль-Мухтадж») 

3.Засчитывается ли развод, данный с упоминанием определённой части тела жены?

Согласно шафиитскому мазхабу, если человек даст развод, упоминая какую-то часть тела своей супруги, например скажет: «Я даю развод твоему языку, душе, телу, волосу и т. д.», то решение относительно подобного развода такое же, что и у обычного развода. 
(«Мугни аль-Мухтадж»)

4.Дозволено ли организовать в мечетях кофепитие для прихожан, как это практикуется сегодня в некоторых мечетях?

Организовать кофепитие после намаза или до молитвы в мечетях для прихожан считается дозволенным, богоугодным и даже желательным действием, так как совершать богоугодные дела в мечетях не запрещено. И для подобной практики есть основа из благословенной сунны Пророка r, согласно которой он иногда вешал в мечети гроздь фиников, чтобы прихожане угощались, а иногда раздавал им золото и серебро.
Если же организаторы и сами прихожане нарушают этику по отношению к дому Всевышнего (мечети) и не соблюдают чистоту и порядок, то подобные акции становятся греховными, а милостыня – напрасной.

Примечание:
Посетителям мечети, которые участвуют в таких мероприятиях, следует стараться избегать пустых и бессмысленных разговоров и обсуждений. 
(«Фатава ар-Рамали», «Бугят аль-Мустаршидин», «Умдат аль-Муфти ва ль-Мустафти»)

5.Имеет ли право человек пользоваться тем, что дано ему на хранение?

Хранитель не имеет права использовать то, что отдано ему на хранение, без согласия хозяина, если в этом не будет необходимости в плане хранения того, что доверено.

Хранитель несёт ответственность за порчу того, что было отдано ему на хранение, если он воспользовался им без необходимости в плане хранения.

Например, если человеку дали на хранение одежду или транспортное средство, а он надел одежду или воспользовался транспортным средством без согласия на то хозяина, то он обязан отвечать за то, что случится с ними. А если хранитель воспользовался вверенной ему на хранение вещью по необходимости в плане её хранения, например надевал шерстяную одежду временами в целях её сохранения от моли, то он не будет нести ответственность за то, что случится в период использования. 
(«Тухфат аль-Мухтадж»)
 

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).