26 апреля
2024 года
поделиться
Выпуск: 654, Сафар 1444

Имам аль-Гунайми – выдающийся учёный

Имам аль-Гунайми – один из наиболее ярких учёных ханафитского мазхаба, знаток хадисов (мухаддис) и арабской морфологии (нахви), автор многочисленных книг по религиозным наукам.

Его полное имя – Абдуль-Гани аль-Гунайми. Он известен также под прозвищем аль-Майдани, по названию района города Дамаска, где он жил со своей семьёй. 

Родился шейх Абдуль-Гани в 1222 году по хиджре (мусульманскому летоисчислению), что соответствует 1807 году по григорианскому календарю, в Дамаске. 

Отец дал сыну хорошее воспитание, обучая его с детства основам религии и прививая ему богобоязненность. Абдуль-Гани с раннего детства заучивал наизусть тексты Священного Корана. 

Учёба и учителя

По исполнении сыну семи лет отец отдал его на воспитание и обучение шейху Умару-афанди. Далее аль-Гунайми обучался у разных учёных того времени, приведём имена некоторых из них: шейх Саид ибн Хасан аль-Халяби, шейх Абдуль-Гани ас-Сакати, Сайид Мухаммад-Амин Абидин, шейх Абдуррахман аль-Кузбари, шейх Хасан Байтар, шейх Хамид аль-Аттар ад-Димашки. Самым известным учителем аль-Гунайми был Ибн Абидин, автор книги «Радд аль-Мухтар аля ад-Дурр иль-Мухтар». Он обучался у своего учителя и служил ему вплоть до его смерти. 
Когда аль-Гунайми стал посещать уроки Ибн Абидина, ему было 24 года, а его учителю – 46, и он был одним из лучших учеников.

Имам аль-Гунайми обучался у шейха Абдуррахмана аль-Кузбари, учителя Ибн Абидина. Шейх Абдуррахман аль-Кузбари был известен преподаванием книг по хадису и тасаввуфу (наука духовного совершенства, искренности перед Всевышним). В области хадисов он прошёл с ним «Сахиху Муслим», «Аль-Муватта», «Аль-Адаб аль-Муфрад», «Ар-Рисалят уль-Кушайрия», «Авариф аль-Маариф» и другие книги. 

После кончины Ибн Абидина имам аль-Гунайми направился к шейху Саиду ибн Хасану аль-Халяби, изучил с ним такие книги, как «Мухтасар аль-Кудури», «Аль-Манар» и другие. Аль-Халаби также был учителем Ибн Абидина, и имам аль-Майдани находился у него в услужении долгое время.
У шейха Хамида аль-Аттара ад-Димашки аль-Гунайми изучил толкование ан-Набулиси, книгу Ибн Араби «Шарх аль-Фусус».
Учителя имама аль-Гунайми давали высокую оценку своему ученику, а также его труду – толкованию к книге «Акида ат-Тахавии». 

Нрав и жизнь имама

Имам аль-Гунайми был известен своим аскетизмом и любовью к бедным, нищим людям. Передаётся, что он каждый день сам раздавал хлеб беднякам своего района.

Передают одну историю про то, как имаму аль-Гунайми приходилось преодолевать большие сложности для получения знаний. Как-то у него должен был состояться урок перед утренним намазом у учителя Ибн Абидина, который жил в другом районе Дамаска, и ему приходилось преодолевать пешком этот путь, несмотря на непогоду, мрак ночи. Придя к дому учителя, он стеснялся стучать в дверь дома, а молча ждал на пороге, пока учитель не выйдет и не откроет ему дверь после окончания своих поклонений и ночных намазов. Однажды, когда в Дамаске пошёл снег, Ибн Абидин подумал, что его ученик может не прийти к нему на урок, и не открыл дверь после своих ежедневных поклонений, как обычно, а вышел только на утренний намаз и обнаружил ученика стоящим в снегу за дверью. 

Передаётся, что имам аль-Гунайми лично участвовал в строительстве мечетей Дамаска и их обновлении. 
Имам аль-Гунайми владел одной из лучших библиотек Дамаска. Когда Ибн Абидин покинул этот бренный мир, то наследники хотели продать его книги, а имам аль-Гунайми выкупил их большую часть. 

Ученики имама

Имам аль-Гунайми оставил после себя большое наследие – учёных, богословов. Его учениками были такие выдающиеся учёные, как Тахир аль-Джазаири, Мухаммад аль-Касим, Исмаиль ибн Абдульгани, сын шейха аль-Гунайми, Ибрахим аль-Байтар, Али аль-Ватари аль-Майдани, Нуман аль-Алюси, Мухаммад Аладдин ибн Мухаммад Амин Абидин, сын имама Ибн Абидина, Абдул Латиф аш-Шааш и другие. 

Абдул Латиф аш-Шааш был писарем своего учителя, рукопись толкования «Акиды ат-Тахавии» и другие книги аль-Гунайми принадлежит именно его руке. 

Имам аль-Гунайми не переставал преподавать уроки, даже находясь в пути. Рассказывают, что по дороге в хадж (паломничество в Мекку) он два раза смог прочесть книгу великого учёного Кади Ияда «Аш-Шифа».

Книги аль-Гунайми

Шейх Абдуль-Фаттах Абу Гудда написал об имаме аль-Гунайми: «Шейх Абдуль-Гани аль-Майдани написал не много книг, однако они стали настоящим наследием мазхаба».

Толкование «Шарх аль-Акида ат-Тахавии» – книга о вероубеждении. «Кашф аль-Ильтибас фимаав радаху аль-Бухари аля бази ан-нас» – в этой книге имам аль-Гунайми выделил 25 хадисов из «Сахиха аль-Бухари», которые непосредственно относятся к ханафитскому мазхабу. «Рисалату фи ад-димаи мусамат аль-Маталиб аль-Мустатаба» – здесь имам освещает вопросы, касающиеся положения женщин. «Рисалату лаззати ль-асма фи хукми вакф имашаи» – приводятся решения, связанные с вакфом (общественное имущество). «Рисалату Исаф аль-Муридин ли икамати фараизи ад-дин» – книга рассказывает об обязательных знаниях для каждого верующего. Автор дополнил её разделом о браке и торговле, а также расширил раздел о грехах и пороках сердца. Исмаил, сын шейха аль-Гунайми, дополнил эту книгу, раскрывая более подробно сложные вопросы. «Аль-Любаб фи шархи китаб» – толкование для книги «Мухтасар аль-Кудури» известного учёного имама Кудури по ханафитскому мазхабу.
Безусловно, этот его главный труд и в наши дни является основной книгой ханафитского мазхаба как в преподавании исламского права, так и в качестве источника, на который ссылаются современные учёные.

Имам аль-Гунайми аль-Майдани, постоянно пребывая в поклонении Создателю, отдавая всего себя изучению наук и передаче знаний ученикам, регулярно оказывал помощь нуждающимся, пока не покинул этот бренный мир. Он умер 4-го числа месяца Раби уль-Авваль в 1298 году по хиджре.

Заупокойную молитву над ним совершили в мечети ад-Дакак. Молитвой по просьбе шейха Мухаммада ибну Мустафы ат-Тантави руководил сын шейха аль-Гунайми – Исмаил. 

Шейх аль-Гунайми прожил 76 лет, наполненных изучением знаний, поклонением и праведностью по отношению ко всем людям. Да не лишит нас Всевышний его благодати. Аминь!

(«Шарх аль-Акида ат-Тахтави», «Любаб фи шархи китаб»)