08 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.08.2022 (по Шафии)

1.Нужно ли возмещать намаз, если выяснилось, что у имама на одежде имеются нечистоты (наджаса) или что он не совершил омовения?

Вступая в коллективный намаз, вы не обязаны выяснять, есть ли на одежде имама наджаса, читает ли он суры правильно и т. д.

Однако если во время намаза выяснилось, что имам неправильно читает суру «Аль-Фатиха» и т. д. или что на его одежде, теле, на месте, которого он касается, есть видимая наджаса, то он (тот, кто следует за имамом) должен прекратить намаз, оповестить имама об этом и совершить намаз заново.

Сделать это надо и в том случае, если это выяснилось после завершения намаза.

Если же во время намаза выяснилось, что у имама нет омовения, или у него раскрыт аврат (части тела, которые необходимо прикрывать), или что на его одежде и т. д. есть невидимая наджаса, то необходимо сделать намерение отделиться от имама и затем продолжить совершать намаз самостоятельно.

Если всё это выяснилось после завершения намаза, то совершать его заново нет необходимости.
(«Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани»)

2.Что является авратом женщины (части тела, которые она должна скрывать) перед посторонними мужчинами, и нужно ли ей закрывать ступни при выходе на улицу?

Согласно мазхабу (богословско-правовой школе) имама аш-Шафии, авратом женщины при постороннем мужчине является всё тело, в том числе ступни ног, кроме овала лица и кистей рук.

Имам Муслим в своём сборнике приводит хадис: «Есть два типа людей из обитателей Ада, которых я не видел [то есть на тот момент их не было]. ...Второй [из них] – это женщины, одетые и в то же время нагие, склоняющиеся и склоняющие других. Головы их подобны свисающим верблюжьим горбам. Они не зайдут в Рай и не почувствуют его аромата, хотя он распространяется на такое-то и такое-то расстояние».

Имам ан-Навави в своих комментариях к книге «Сахиху Муслим» пишет: «Здесь, по одной из версий учёных, под словами “…одетые и в то же время нагие” имеются в виду женщины, покрывающие только часть тела и оголяющие другую, показывая свою красоту. Согласно другой версии, надевают облегающую одежду, подчёркивающую контуры тела».

К сожалению, часто можно встретить сестёр по вере, одеяние которых, по их незнанию или халатности, не соответствует нормам Ислама.

Неприкрытые ноги у женщины – большой грех. Следует знать, что раскрытие аврата является грехом, в котором нужно покаяться.
(«Тухфат аль-Мухтадж», «Минхадж ат-Талибин»)

3.Что делать, если имам пропустил дуа «Кунут» в утреннем намазе, и как поступить шафииту, который делает утренний намаз за ханафитом?

Если имам пропустил дуа «Кунут» («Махдина») в утреннем намазе, то мамум (тот, кто следует за имамом) может читать сам, если он успевает за имамом, до конца первого земного поклона. Если не успевает, то он может сделать намерение прочитать «Махдину» отдельно от имама или продолжать следовать за имамом и делает вместе с ним сажда-сахви (два земных поклона в качестве компенсации за упущение в намазе) перед саламом.

Если имам не совершил сажда-сахви, мамуму желательно по завершении намаза, до салама, самому сделать сажда-сахви после того, как имам закончит молитву.

Шафииту, следующему за имамом-ханафитом, который не читает дуа «Кунут» в утреннем намазе, желательно прочитать его, если он успевает за имамом до конца первого земного поклона. В любом случае, прочитает он дуа «Кунут» или нет, ему желательно совершать сужда-сахви до салама после завершения намаза имамом.
(«Нихаят аль-Мухтадж», «Ианат ат-Талибин», «Тухфат аль-Мухтадж»)

4.Дозволено ли женщинам выщипывать или укорачивать брови, придавая им форму?

Согласно мазхабу (богословско-правовой школе) имама аш-Шафии, выщипывание, бритьё, подстригание волос и бровей запрещено женщинам, за исключением замужних, которым делать это разрешают их мужья. Также это дозволено тем, у кого на лице есть волосы, уродующие их или мешающие повседневной жизни.

Женщины, которые с разрешения мужа выщипывают брови, обязательно должны скрывать их при выходе на улицу, где есть посторонние мужчины.
(«Тухфат аль-Мухтадж»)

5.Разрешено ли называть мечети в честь пророков, сподвижников, праведников и алимов, например мечеть им. пророка Исы (Иисуса) عليه السلام?

Нарекание мечетей именами пророков, сподвижников, праведников и алимов дозволяется. Более того, данная практика существует с эпохи

Посланника Всевышнего ﷺ. Например, мечеть в Медине при Пророке ﷺ называлась Аль-Масджид ан-Набави, что переводится как «мечеть Пророка r», так она называется и сейчас. Одну из мечетей Иерусалима Пророк ﷺ также назвал в честь пророка Ильяса (Илии) عليه السلام.

Кроме того, во времена Пророка ﷺ две мечети были названы в честь племён, проживавших в Медине, – Бани Зурайк и Бани Абд-ль-Ашхаль, и одна – сподвижника Амра ибн Авфа رضي الله عنه.

Имам ан-Навави пишет: решение Посланника Господа ﷺ назвать мечеть в честь Бани Зурайк является доказательством дозволенности того, что мечети можно называть в честь кого-либо. 
Примечание:

Мечетям можно давать как мужские, так и женские имена. Так, например, мечеть, построенная в эпоху саляфов (первые три поколения мусульман), была названа в честь Аиши رضي الله عنها, ныне паломники именно из неё вступают в обряды малого хаджа (умра).
(«Фатх аль-Бари», «Умдат аль-Кари шарх Сахих аль-Бухари», «Аль-Минхадж шарх Сахих Муслим», «Тафсир аль-Куртуби»)

6.Дозволено ли в Исламе делать пластические операции по коррекции носа или косметические процедуры по увеличению губ?

Нельзя проводить косметические или пластические операции, цель которых не исправление объективного уродства, а изменение природного человеческого облика – по прихоти, ради следования традициям и привычкам немусульман.

Такими процедурами считаются изменения формы лица, носа, глаз и ушей, увеличение или уменьшение губ, скул и т. п.

Дозволяется проводить необходимую пластическую операцию, целью которой является:

а) исправление врождённых дефектов, наличие которых наносит значительный физический или моральный ущерб, например, расщелина нёба (заячья губа), лопоухость, сильная кривизна носа, родимые пятна, лишний палец или зуб, а также сращение пальцев;

б) исправление приобретённых дефектов, полученных вследствие ожогов, несчастных случаев, болезней и т. д., например, при помощи трансплантации и пересадки кожи, полного или частичного восстановления формы груди (если она полностью или частично удалена) или уменьшения груди (если её размеры приводят к болезненному состоянию), трансплантации волос (особенно для женщин).

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).