08 Мая
2024 года
поделиться
Категория: История

Мекканская знать угрожает Абу-Талибу

Курайшиты посчитали необходимым встретиться с Абу Талибом и поговорить с ним о том, как остановить призыв Мухаммада ﷺ.

К нему отправились предводители племени. Они сказали: «О Абу Талиб, поистине, ты – человек почтенного возраста, пользующийся уважением и занимающий высокое положение среди нас. Мы просили тебя запретить сыну твоего брата делать то, что он делает, но ты не запретил ему. Мы же не станем больше терпеть поношения наших предков, порицания наших воззрений и осуждения наших богов! Ты должен остановить его, или же мы станем сражаться с ним и с тобой из-за этого, пока кто-нибудь из нас не погибнет!»
 
Абу Талиб посчитал эти угрозы серьёзными, позвал к себе любимого племянника и сказал ему: «О сын моего брата, поистине, ко мне приходили твои соплеменники, сказавшие то-то и то-то, побереги же меня и себя и не возлагай на меня то, чего я не в состоянии вынести!»

Посланник Всевышнего ﷺ решил, что его дядя оставляет его без поддержки и больше не сможет оказывать ему помощь. Он воскликнул: «О дядя! Клянусь Аллаhом ﷻ, если за отказ от этого дела положат мне солнце в правую руку, а луну – в левую, то и тогда я не откажусь от этого!»

От волнения у него слёзы навернулись на глаза, он встал и собрался выйти, Абу Талиб же окликнул его. Когда Посланник Аллаhа ﷺ повернулся, Абу Талиб сказал ему: «Ступай, о племянник, и говори что желаешь, я же, клянусь Господом Каабы, никогда и ни при каких обстоятельствах не брошу тебя!»

Курайшиты снова приходят к Абу Талибу

 Увидев, что Пророк ﷺ продолжает заниматься своим делом, и поняв, что Абу Талиб отказывается покинуть его и готов пойти на разрыв и враждовать с ними ради этого, курайшиты снова пошли к нему. На этот раз с ними был и Амара бин аль-Валид бин аль-Мугира, и они сказали: 
– О Абу Талиб, этот юноша – лучший и самый красивый юноша из числа курайшитов, возьми же его, пользуйся его разумом и его помощью и сделай его своим сыном, и он будет принадлежать тебе, а нам выдай твоего племянника, который пошёл против твоей религии и религии твоих предков, внёс раскол среди своих соплеменников и порицал наши воззрения. Мы убьём его, а взамен ты получишь другого. 

В ответ им Абу Талиб сказал: 
– Клянусь Аллаhом ﷻ, плохую сделку вы мне предлагаете! Неужели вы хотите отдать мне вашего сына, чтобы я выкормил его для вас, и надеетесь на то, что я отдам вам своего сына, чтобы вы убили его?! Клянусь Аллаhом ﷻ, этого никогда не будет!

На это аль-Мутъим бин Ади бин Навфаль сказал: 
– Клянусь Аллаhом ﷻ, о Абу Талиб, твои соплеменники поступили с тобой по справедливости! Они хотели избавить тебя от того, что тебе не по душе, но я вижу, что ты не хочешь принимать от них никаких предложений!

Абу Талиб воскликнул: 
– Клянусь Аллаhом ﷻ, вы обошлись со мной несправедливо, а ты не только оставил меня без помощи, но ещё и помогаешь моим соплеменникам против меня! Делай же, что хочешь!

Притеснители замышляют убить Пророка ﷺ

После того как обе попытки курайшитов договориться с Абу Талибом потерпели крах, они снова вернулись к преследованиям мусульман. Их действия становились всё более жестокими, и в эти дни в умах притеснителей созрела мысль об устранении Пророка ﷺ другим путём. Эта мысль и эта ожесточённость послужили причиной усиления позиций Ислама вступлением в ряды мусульман двух пользовавшихся всеобщим уважением героев Мекки – Хамзы бин Абд аль-Мутталиба (дяди Пророка ﷺ) رضي الله عنه и Умара бин аль-Хаттаба رضي الله عنه. 

Примером этой ожесточённости может служить то, что однажды Утайба бин Абу Ляхаб (двоюродный брат Пророка ﷺ) явился к Посланнику Господа ﷺ и сказал: «Я не верю ни в “Клянусь звездой, клонящейся [к закату] …” (начало суры «Ан-Наджм»)», – имея в виду, что не верит ни в эту суру, ни в Коран в общем. Затем поднял руку на Пророка ﷺ, но, не решившись ударить, порвал ему рубашку. После чего Посланник Господа ﷺ воскликнул: «О Аллаh ﷻ, натрави на него одну из Твоих собак!» – и его мольба была принята. Через некоторое время Утайба отправился в путь с несколькими другими курайшитами, а когда они достигли Шама (ныне территория Сирии и государств вокруг неё) и остановились в месте под названием аз-Зарка, ночью вокруг них стал ходить лев, и тогда Утайба принялся повторять: «Горе мне! Клянусь Аллаhом ﷻ, он действительно съест меня в соответствии с проклятием Мухаммада ﷺ! Он убил меня, несмотря на то, что находится в Мекке, а я – в Шаме!» В это время лев набросился на него, схватил за голову и загрыз.

Указанием на то, что притеснители из числа курайшитов хотели убить Пророка ﷺ, служит длинный хадис, где говорится, что Абу Джахль однажды сказал: «О курайшиты, поистине, Мухаммад ﷺ отверг всё, чем мы дорожили, он порицает нашу веру в идолов, поносит наших предков, объявляет неразумными наши воззрения, оскорбляет наших богов, и, поистине, я клянусь Аллаhом ﷻ, что принесу самый тяжёлый камень, который только смогу поднять, и когда же он склонится в земном поклоне, я разобью ему голову этим камнем, а потом можете выдать меня или защитить». На это они сказали ему: «Клянёмся Аллаhом ﷻ, мы ни за что и никогда тебя не выдадим, делай же, что ты задумал!» На следующее утро Абу Джахль взял такой камень, а потом стал дожидаться Пророка ﷺ, который, как обычно, пришёл к Каабе и приступил к молитве. В это время курайшиты, желавшие увидеть, что сделает Абу Джахль, находились невдалеке и наблюдали за происходящим. Когда Посланник Господа ﷺ склонился в земном поклоне, Абу Джахль поднял огромный камень и двинулся в его сторону, но, приблизившись, он вдруг обратился в бегство, цвет его лица изменился, и он был охвачен страхом. Камень же сначала прилип к его рукам, а потом упал на землю. Подойдя к нему, курайшиты стали спрашивать: «Что с тобой, о Абу ль-Хакам?» Он ответил: «Я подошёл к нему, чтобы сделать то, о чём я говорил вам вчера, но, когда я был уже совсем близко, передо мной появился огромный верблюд. Клянусь Аллаhом ﷻ, мне не приходилось видеть ни такой головы, как у него, ни такой шеи, ни таких зубов, и он хотел съесть меня!» Позже Пророк ﷺ сообщил, что это был ангел Джибриль عليه السلام, и если бы Абу Джахль подошёл ещё ближе, то ангел непременно схватил бы его». 

Что же касается притеснителей из числа курайшитов, то они продолжали вынашивать планы убийства Пророка ﷺ. Абдуллах бин Амр бин аль-Ас рассказал: «Однажды я находился среди собравшихся курайшитов в аль-Хиджре (полукруглая сторона Каабы), и собравшиеся говорили о том, как расправиться с Пророком ﷺ. Посланник Всевышнего ﷺ неожиданно появился перед ними, они все как один бросились к нему и окружили его. Я видел, как Укба бин Абу Муайт накинул на шею Пророка ﷺ свою накидку и сильно сдавил. В это время Абу Бакр رضي الله عنه схватил его за плечи, отбросил от Посланника Господа ﷺ и плача воскликнул: «Неужто вы хотите убить человека только за то, что он говорит: “Господь мой – Аллаh”!»

Адиль Ибрагимов