20 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.08.2022 (по Ханафи)

1.Дозволено ли пить квас и кумыс?

В редакцию поступает много вопросов верующих о дозволенности традиционных для их народов напитков, которые не считаются алкогольными, но, тем не менее, могут содержат небольшой процент алкоголя. 

Общеизвестно, что нельзя употреблять опьяняющие напитки: вино, коньяк, водку, пиво, ром и другие. 

Сегодня очень многие продукты могут содержать небольшой процент алкоголя – он выделяется в процессе брожения, однако эти продукты не опьяняют и являются дозволенными для употребления. Это в основном молочные и хлебные напитки, такие как квас, кефир, кумыс и т. п., рецептура которых основана на процессе брожения. 

Поэтому такие напитки дозволены, если они не опьяняют, а если опьяняют (по истечении срока годности), то – запретны.
 («Бахр ар-Раик»)

2.Можно ли совершить жертвоприношение по случаю рождения ребёнка (акика) без разрешения родителей?

Не разрешается резать акика постороннему лицу без разрешения опекуна ребёнка, так как дозволенность сделать это адресована именно ему. Однако опекун не имеет права резать акика из имущества опекаемого, потому что это добровольное пожертвование.
Животное, предназначенное для акика, должно соответствовать тем же условиям и требованиям, что и жертвенное животное в праздник Курбан-байрам (удхийя).

 Намерение на жертвоприношение акика начинается с момента закалывания или с передачи животного уполномоченному зарезать его.
(«Фикх уль-Ислам»)

3.С которым из мужей будет в Раю женщина, если на то будет воля Всевышнего, которая выходила замуж несколько раз?

Анас ибн Малик сообщает, что Умму Хабиба رضي الله عنها спросила: «О Посланник Аллаhа ﷺ, если у женщины в мирской жизни было два супруга, то в вечном мире (Ахирате) с кем она будет?» Пророк ﷺ ответил: «С тем, у кого был хороший нрав». Затем Пророк ﷺ добавил: «О Умму Хабиба, хороший нрав – это благо для обоих миров».

Абу Дарда رضي الله عنه рассказывает, что Пророк ﷺ сказал: «Женщина будет с последним мужем».

Эти хадисы не противоречат друг другу, ибо смысл хадиса, который передал Абу Дарда رضي الله عنه, заключается в том, что если женщина разошлась с предыдущими мужьями и умерла, будучи замужем, то она будет в Раю с последним мужем. А смысл хадиса, который передала Умму Хабиба رضي الله عنها, в том, что если женщина в мирской жизни выходила замуж несколько раз и перед смертью осталась вдовой, то в Ахирате она сама вправе выбрать того из мужей, кто был лучше нравом.
(«Фатава аль-Хадисия»)

4. Имеют ли право жених и невеста требовать возврата того, что было дано друг другу, если планировавшийся брак не был заключён? И обязательно ли возвращать это после требования?

В случае отмены предстоящего бракосочетания всё, что жених дал за период сватовства, не имея намерения на милостыню или дарение, может быть востребовано им обратно, поскольку это было залогом его предстоящей женитьбы, а брак не состоялся.
Такое же решение распространяется и на то, что невеста дала жениху. 

Подобное решение не распространяется на те вещи, что не сохраняются (продукты питания), или то, что сохраняется после пользования (предметы обихода: одежда, постельное бельё, посуда, средства гигиены).

Все украшения, купленные женихом не с целью дарения, а с намерением сделать в будущем жену привлекательной для себя, невеста обязана вернуть, если брак между ними не состоится.
(«Дурр аль-Мухтар»)

5. Запрещено ли мужчинам носить брюки ниже щиколоток?

Имам ан-Навави в книге «Шарх Сахиху Муслим» пишет: «Удлинять одежду ниже щиколоток является недопустимым, если это делается из высокомерия, кичливости, а если в этом нет подобного намерения, то оно становится нежелательным действием (карахат ат-танзих)».
Что касается хадиса с общим смыслом о том, что «тот, кто носит одежду ниже щиколоток, будет в Аду», то имеется в виду ношение одежды из-за гордыни и высокомерия. Это хадисы с общим смыслом, относить которые необходимо к хадисам с определённым содержанием, в которых говорится, что Ада заслуживает человек, который удлиняет брюки из-за высокомерия. Аль-Кади приводит слова учёных: «В целом является нежелательным всё, что переходит границы необходимости относительно длины и ширины одежды, установленных традицией той местности, где человек проживает».
(«Шарх Тухфат аль-Мулук»)

6.Какие части мяса животных есть не дозволено?

Даже если животное было заколото в соответствии со всеми нормами религии, некоторые части его мяса всё равно есть нельзя.

Во-первых, запрещено (харам) пить и использовать в приготовлении блюд текущую кровь (дам саиль). Иными словами, кровяные колбасы и красители на основе крови не дозволены, даже если животное было зарезано в соответствии с религиозными нормами. Что же касается небольших прожилок крови в мясе или на костях, то они не считаются текущей кровью, и в этом нет запрета.

Во-вторых, запрещено (макрух тахрими) есть следующие шесть органов животного: мужские половые органы, женские половые органы, семенники, молочные железы, мочевой пузырь, жёлчный пузырь.
(«Дурр аль-Мухтар»)

7.Считается ли сделка дозволенной, если стоимость телефона в розницу – 20 тыс. руб., а при покупке в рассрочку – 25 тыс. руб. без пени и процентов в случае отсрочки платежа?

Дозволена надбавка к цене, когда товар продают в рассрочку. Но если собственник товара сделает условием, что в случае задержки оплаты цена товара увеличится, или же по наступлении времени оплаты покупатель предложит продлить срок за дополнительную плату, поскольку не смог рассчитаться за товар в указанный срок, то сделка будет недозволенной, и это будет считаться одним из видов большого греха – ростовщичества (риба).

Заключение:
Дозволено продавать товар в рассрочку с надбавкой в цене, но с условием, что в дальнейшем эта цена не будет меняться. Оставшаяся сумма оплаты товара является задолженностью, и требование выплатить больше оговорённой суммы означает требование надбавки к кредиту, что является запретным действием.
(«Бадаи ас-Санаи»)

 Мухаммад-фарук Азимов. тел.: +7 967 939 65 62