08 Мая
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.07.2022 (по Ханафи)

1.Покупатель захотел вернуть товар, купленный месяц назад, заявляя, что он испорченный. Как быть в данной ситуации продавцу? В каких случаях покупатель имеет право на возврат товара?

В книге «Аль-Ихтияр ли Талил иль-Мухтар» учёный Ибн Мавдуд иль-Мусили пишет: «Покупатель имеет право вернуть товар, если обнаружит в нём недостаток, и продавец в этом случае обязан вернуть деньги». 

К таким недостаткам можно отнести брак, выявленный во время купли-продажи или же появившийся после неё, но до того, как покупатель забрал товар или продавец принял оплату. Также этот недостаток должен присутствовать и во время расторжения сделки. 

Товар должен быть принят продавцом, если он имеет недостатки, которые делают его неполноценным или обесценивают – из-за потери им прямого предназначения.

Для получения права на возврат товара по причине обнаружения недостатка покупателю необходимо сообщить продавцу о браке до получения товара на руки. Если обнаружил недостаток после, то он должен сразу же сообщить продавцу и вернуть его. 

При этом учитывается заверение покупателя о его незнании того, что необходимо оповестить продавца о возврате товара сразу после обнаружения в нём недостатка. Если же покупатель без причины не уведомит и отсрочит возврат, то он теряет право возврата.

Заключение:

 Если покупатель обнаружит в товаре недостаток, который возник до покупки и на момент возврата очевиден, то продавец обязан принять товар и вернуть деньги. Это при условии, если покупатель, не откладывая, сразу после обнаружения брака предупредит об этом продавца и вернёт товар.

 Если покупатель, зная о недостатке в товаре, во время покупки или после обнаружения не сообщит хозяину об этом, то в этом случае продавец вправе не возвращать товар. 

2.Может ли мольба изменить судьбу?

Имам аль-Газали в книге «Ихьяу улюму д-Дин» пишет следующее: «В чём же смысл мольбы (дуа), если предопределённое непременно произойдёт? Знай же, что избавление от беды посредством мольбы – также было предопределено. Мольба может послужить причиной предостережения от беды и притяжения милости Всевышнего, подобно тому, как щит является причиной предостережения от стрел, а вода является причиной прорастания травы из земли. Подобно тому, как щит защищает от стрелы, так и мольба спасает от беды».

Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Ничто не может повлиять на предопределённое за исключением мольбы, и ничто не приумножает жизнь, кроме благих поступков» (Ахмад, ат-Тирмизи).

3.Как Ислам относится к суициду?

Имам Муслим в сборнике «Сахих Муслим» передаёт, что Пророк ﷺ сказал: «Убивший (намеренно) себя чем-то металлическим окажется навечно в Аду, повторяя там акт самоубийства. Тот, кто (намеренно) употребит яд и убьёт себя, пребудет навечно в адском огне, повторяя акт самоубиения. Тот, кто (намеренно) сбросится с горы и убьёт себя, останется в адском огне вечно, повторяя там акт самоубийства».

Имам Мула Али аль-Кари, комментируя этот хадис, пишет следующее: «Имам ат-Тибий сказал: “В этом хадисе речь идёт о тех самоубийцах, которые считали, самоубийство дозволенным (то есть впали в неверие). Если же считать, что хадис касается всех самоубийц, то здесь в хадисе под словами “вечность”, “бесконечность” понимается долгое пребывание в Аду”».

Также имам Муслим передаёт хадис: «Кто (намеренно) убьёт себя чем-либо на этом свете, того накажут таким же образом на том свете». 
Хадис имама Муслима, в котором сказано, что Пророк ﷺ не совершил заупокойный намаз над самоубийцей, Ибн Хибан объясняет тем, что позже это решение было аннулировано. Большинство учёных придерживаются мнения, что Пророк ﷺ не совершил намаз над самоубийцей, чтобы люди поняли всю тяжесть совершённого им греха».

Заключение: 
– Суицид является тяжким грехом, за который на том свете последует суровое наказание, заключающееся в том, что самоубийца будет повторять акт самоубийства раз за разом. 
– Над самоубийцей-мусульманином совершаются все заупокойные обряды, включая намаз, как и над любым мусульманином, совершавшим тяжкие грехи при жизни. 
– Человек, считающий, что самоубийство дозволено, впадает в неверие (куфр).
(«Хашияту Тахтави»)

4.Какое воздаяние ожидает того, кто сто раз прочитает суру «Аль-Ихляс»?

В хадисе Пророка ﷺ сказано: «Тому, кто прочитает суру “Аль-Ихляс” сто раз в намазе или не в намазе, Аллаh записывает освобождение от Ада» (ат-Табарани). 

В другом хадисе сказано: «Тому, кто прочитает суру “Аль-Ихляс” сто раз в день, Аллаh прощает грехи ста лет» (аль-Байхаки).

 Нельзя забывать, что Коран необходимо читать с соблюдением всех правил, условий. Поэтому важно проверить правильность своего чтения, обратившись к специалисту по обучению чтению Корана либо к имаму мечети.

5.Почему пятница для верующих – священный день?

Пятница – особенный и праздничный день для верующих, в котором они, следуя за Пророком ﷺ, совершают купание, надевают самую красивую, лучшую одежду, умащаются благовониями и выходят пораньше в мечеть для совершения коллективного намаза. 
Имам Муслим в сборнике «Сахиху Муслим» приводит следующий хадис Пророка Мухаммада ﷺ о достоинстве этого дня: «Лучший день, в который восходит солнце, – это пятница. В этот день Аллаh ﷻ создал Адама u. В этот день он вошёл в Рай, в этот день был выведен из него. И настанет (Судный) час не иначе как в пятницу».

Также имам Ибн Маджах приводит хадис, где Пророк ﷺ сказал: «Поистине, господином (всех) дней и самым великим днём пред Аллаhом ﷻ является пятница. Этот день более велик пред Аллаhом ﷻ, чем дни праздников жертвоприношения (Курбан-байрам) и разговения (Ураза-байрам). Этот день имеет пять особенностей: Аллаh ﷻ создал в пятницу Адама u и низвёл его (из Рая) на землю, также в пятницу умертвил его. И есть в этот день время, когда рабу непременно будет даровано всё, что он ни попросит (у Всевышнего), если только не попросит о запретном. В пятницу наступит Судный день. И нет ничего, будь то приближённый ангел или небеса, земля, ветер, горы, моря, что бы ни испытывало страха перед пятничным днём» (причина страха в том, что это – День суда, в этот день произойдёт воскрешение и состоится отчёт).

Аль-Кади Ияд сказал: «Воистину, Всевышний возвеличил этот день и предписал своим рабам собираться в этот день и возвеличивать своего Творца поклонением Ему».
(«Танбих уль-Гафилин»)

6. Передано ли от Пророка , что желательно мыть руки до и после еды?

Относительно мытья рук до и после еды имамы Ибну Маджа, аль-Байхаки и ас-Суюти передают хадис от Посланника Аллаhа ﷺ в котором говорится: «Кто хочет, чтобы Всевышний Аллаh увеличил ему благодать в доме, тот пусть моет руки перед трапезой и после неё».

Имам ат-Табрани в книге «Муджам аль-Авсат» также приводит хадис по этому поводу: «Мытьё рук до трапезы и после неё избавляет человека от бедности. И это обычай посланников Господа».

Шейх уль-Ислям Закария аль-Ансари в книге «Аль-Гурар аль-Бахия» пишет: «Этикой приёма пищи является мытьё рук и полоскание рта до еды и после неё. Хозяину дома желательно мыть руки и полоскать рот первым до того, как гости приступят к приёму пищи, а последним – после трапезы». 
Заключение:

Желательно мыть руки до и после приёма пищи, а также полоскать рот. Если хозяин дома принимает гостей, то ему желательно вымыть руки до еды первому, чтобы обслуживать их.
(«Хашияту Тахтави»).

Мухаммад-фарук Азимов. тел.: +7 967 939 65 62