Победи гордыню мудростью!
Кто зазнался, тот без друзей остался
С горделивым и спесивым человеком трудно общаться. Порой не только на словах, но и всем видом он демонстрирует своё превосходство. Дескать, он бесспорно лучше других – умнее, успешнее, талантливее и т. п.
Общение с высокомерным человеком может надолго испортить настроение его собеседнику, заставив того переживать о своих неудачах больше, чем необходимо для их исправления. А всё оттого, что на фоне успехов гордеца его собственные промахи выглядят совсем безнадёжными.
Встречаются иные люди. Разговор с напыщенным зазнайкой не снижает их самооценки. Хвастливая информация вызывает у них не недовольство собой, а совсем другое чувство – зависть.
Она, как известно, вредна и для завистника, и для объекта его зависти. В нашем случае – для гордеца.
Таким образом, упоение собой не оставляет человеку шанса иметь надёжный круг общения, но грозит враждебностью завистника и трудностями в отношениях с людьми.
Гордым быть – глупым слыть
Гордыня тормозит развитие. Часто надменный человек не способен получать полезные знания. Ведь учится тот, кто готов к ученичеству. Это ёмкое понятие не связано с буквальным обучением в каком-то заведении или присутствием на чьём-то вебинаре.
Ученичество в широком смысле – это открытость миру, готовность узнавать это великое создание Всевышнего и главное – признавать ограниченность своих знаний, несмотря на все регалии, опыт или незаурядную память.
Вот это последнее условие наиболее трудновыполнимо для горделивого человека. Как же он признает, что чего-то не знает? Он же во всём лучше других!
В результате высокомерный бедолага упускает много пользы, даруемой Творцом. Например, не внемлет хорошим советам, потому что советчик – неподходящего уровня (живёт скромнее него или младше по возрасту и пр.). Или не делает выводов из неприятности, потому что считает её досадным недоразумением (ведь он во всём так хорош, что у него не должно быть сбоев). Список можно продолжить…
Но всё это будут примеры того, как человек сам себя ограничил. Решив однажды, что достиг вершины, самолично преградил себе движение вперёд. А ведь известно: если не стараться идти вверх, то и на месте не устоять – неизбежно скатишься вниз.
Высокомерие – беды преддверие
Спесивость человека в общении с людьми и миром бывает очевидна. Но есть и неявные следствия гордыни. Одно из них касается отношений человека с Творцом.
Так, надменный человек может не признавать Всевышнего. Это самое мучительное угнетение для его души, которое он только может совершить. Будучи полон физических сил и увлечён материальным миром, он кормит душу «суррогатами духовности» (хобби, путешествия, признание людей и т. п.). Действительно, они могут нести временный позитив и некоторую пользу. Однако если к человеку приходит настоящая беда со стороны близких, здоровья, работы и пр., то «суррогаты» оказываются бессильны. Бедствие повергает человека в такое отчаяние, о котором его горделивый ум не мог и помыслить.
Материальный мир, по Воле Создателя (Которого гордец не признаёт), ставит подножку, перестаёт быть опорой. Одновременно с этим внутри у человека – пустота безверия. Поэтому страдающей душе не на что опереться, неоткуда черпать сил. А какая может быть жизнь без внутренних сил и смыслов? И Всевышний ставит гордеца перед выбором: или сломаться окончательно и сгинуть, или, отказавшись от гордыни, через покаяние прийти к Истине.
Бывает по-другому: горделивые люди признают Всевышнего и Его Власть. Но их проблема в том, что им трудно обращаться к Создателю за помощью и защитой.
Просьба ко Всевышнему – это внутренняя работа. Это и вера в Его Могущество, и надежда на Его Милость, и признание своей неспособности решить проблему. Однако признание своего бессилия нередко блокируется гордыней.
Привычка высокомерного человека приписывать успехи и победы только себе очень сильно подводит его в трудных ситуациях. В таких, когда надо беспощадно зачеркнуть своё хвалёное «превосходство» и смиренно просить Всевышнего.
Покорное испрашивание помощи у Создателя необходимо в любых обстоятельствах. Потому что любые обстоятельства, как и все поводы «гордиться собой», создаются только Им Одним. Помня об этом и неустанно благодаря Всевышнего, человек ограждает себя от губительной заносчивости. А значит, учится искренне обращаться к Творцу, за что получает успокоение души и помощь в делах.
Гузель Ибрагимова