26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.05.2022 (по Шафии)

1.Правда ли, что человеку, поехавшему на обязательную умру (малый хадж), в том же году надо поехать и на хадж?

Если человек отправился в обязательную умру в период, когда разрешено вступать в хадж, т.е. в месяце Шавваль, Зуль-Каида и в десять дней месяца Зуль-Хиджа, то на него возлагается хадж, если расходы на хадж и умру одинаковы. Необязательно совершать этот хадж в том же году, т. е. он может его отложить даже на несколько лет. Если же расходы на хадж будут больше, чем расходы на умру, то обязательное паломничество на него не возлагается.

Например, если умра обходится в 100 тыс. рублей, а хадж – в 200 тыс., то на человека, у которого было сто тысяч и который совершил умру в вышеупомянутый период, хадж не возлагается.
Если человек, имевший возможность совершить хадж или умру, отложит его, а потом станет недееспособным, он должен в срочном порядке

отправить другого человека совершить за себя отложенное паломничество. Если же умрёт, нужно сделать то же самое, выделив средства из его имущества.

Примечание:
Откладывание хаджа и умры чревато тем, что человек который, станет недееспособным или же умрёт, так и не успев совершить оба паломничества, впадает в грех. 
(«Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани, «Мугни аль-Мухтадж»)

2.Будет ли пост действительным, если не успел совершить обязательное купание после супружеской близости?

В данном случае пост будет действителен, однако желательно искупаться до начала поста. 
Такое же решение принято относительно любого обязательного купания. К примеру, если у женщины ночью прекратились выделения (регулы), ей необходимо сделать намерение на соблюдение поста, который будет действителен и без ритуального купания. Однако следует проявить осторожность во время купания, чтобы вода не попала внутрь. 
(«Мугни аль-Мухтадж»)

3.Чему отдают предпочтение: совершению обязательного хаджа или выплате долга, если человек умер, не совершив паломничества и оставив после себя долг, а оставленного им имущества недостаточно для исполнения обоих обязательств?

Согласно более аргументированному мнению по мазхабу имама аш-Шафии, предпочтение в данном случае отдаётся обязательному хаджу, так как долг перед Всевышним превыше, чем долг перед людьми. 
(«Тухфат аль-Мухтадж»)

4.Записывается ли вознаграждение за намаз, совершённый без омовения, если человек забыл о нём?

Намаз, совершённый без омовения, необходимо заново совершить с соблюдением всех условий, если время намаза ещё не вышло. Если же время вышло и человек лишь тогда вспомнил об этом, то данный намаз нужно возместить. Что касается вознаграждения, то человек может получить его лишь за намерение совершить молитву, а также за прочитанные азкары (слова прославления Господа), аяты Корана и т.п., для чтения которых не обязательно наличие омовения.

Таково решение для любого поклонения, которое по забывчивости было совершено без омовения или другого условия. К примеру, если человек, забыв, что у него отсутствует ритуальное купание, прочитает Коран, то он получит вознаграждение за намерение прочитать Коран. А за само чтение он вознаграждения не получит, так как чтение Корана возможно лишь в полном ритуальном купании. 
(«Тухфат аль-Мухтадж», «Нихаят аль-Мухтадж»)

5.Можно ли клясться не именем Аллаhа , а чем-либо дорогим для себя – Пророком , матерью и т. д.?

Некоторые люди из-за своего невежества в плане религиозных знаний могут клясться именем Пророка ﷺ, матерью, хлебом и т. д., не задумываясь о нежелательности подобного действия, а порою даже ради своих корыстных целей.

В Исламе подобная клятва будет недействительной и даже греховной, по мнению некоторых учёных, так как клясться можно лишь именем Аллаhа ﷻ или Его атрибутами (сифатами).

Для примера можно привести формы клятвы именем Всевышнего: «Клянусь Аллаhом ﷻ» или «Клянусь Господом миров» или «Клянусь Тем, в Чьей власти моя жизнь» и т.д.

В хадисе Пророка ﷺ говорится: «Кто даст клятву чем-либо, помимо имени Аллаhа , тот попадает в неверие», в другом предании: «…станет мушриком» (аль-Хаким).
Однако следует отметить, что в данном хадисе речь идёт о том, кто клянётся кем-либо или чем-либо с намерением возвысить его на уровень Творца миров, то есть придавая Ему сотоварища в этом. 
Согласно более аргументированному мнению, клятва, кроме как именем Аллаhа ﷻ или Его атрибутами, считается нежелательной, а не запретной. 
(«Тухфат аль-Мухтадж»)

6.Если на акику (жертвенное животное по случаю рождения ребёнка) зарезать двух баранов, можно ли ограничиться пожертвованием мяса только одного?

Акика является важной сунной Пророка Мухаммада ﷺ.

Если за одного ребёнка зарезали двух жертвенных животных, достаточно раздачи необходимого количества от туши одного животного, так как заклание обоих животных рассматривают как один целый обряд акики. И, хотя жертвоприношение в честь праздника Курбан-байрам и акика в большинстве случаев схожи в решениях, в этом вопросе они отличаются.

Заключение:
Если на акику зарезать двух баранов, то достаточно раздать бедным необходимое количество мяса одного животного.
Если на Курбан зарезать двух животных, необходимо раздать части мяса обоих животных. 
(«Хашия аль-Джамал», «Хашия аль-Буджайрими аля аль-Хатиб»)