05 июля
2022 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.05.2022 (по Ханафи)

1.Существует ли определённая плата за обмывание тела покойного? Или оплата производится по мере возможности человека?

Естественно, что определённой платы в подобных вопросах не существует, и лучше всего, чтобы омыли бесплатно. Но если нанятый для обмывания покойного захотел плату за свой труд, то это разрешено при условии, если есть в этой местности и другие люди, которые моют покойников. Но если других нет, то ему не разрешено брать плату за обмывание усопшего. 
(«Радд уль-Мухтар»)

2.Когда обязательно выплатить закят? 

При достижении определённого количества (нисаба, который соответствует мере 80 г чистого золота, а деньгами это будет примерно 430 тысяч руб.) материальных средств, которые остались после вычета долгов и средств первой необходимости, и после истечения годового срока, необходимо без опозданий выплатить закят – 1/40 часть. Если кто-либо без уважительной причины задержит выплату закята, он станет грешником, ибо закят должен быть использован по назначению и предписан для удовлетворения острых нужд бедных людей из числа верующих. 

3.Зависит ли время выплаты закята от вида материальных средств?

1. Закят с золота, серебра, наличных денег, предметов торговли и животных, находящихся на пастбище, выплачивается один раз в год по лунному календарю.
2. Закят с посева и плодов в течение года выплачивается в зависимости от их видов и времени сбора урожая. Здесь нет обязательного условия истечения годового срока. По мнению имама Абу Ханифы, в этом случае даже выплата закята не обусловливается достижением определённого размера, количества (нисаба). 
По мнению имамов Абу Ханифы и Зуфара, как только станет ясно, что посевы и плоды в ближайшее время не испортятся, с них нужно выплатить закят, даже если не настало время сбора урожая. 
3. Выплата закята с мёда становится обязательной (фардом) после сбора мёда, а закят с горных руд – после выработки и выемки. 
(«Радд уль-Мухтар»)

4.Должен ли я платить закят с денег, которые находятся у людей, то есть они мне должны? 

С точки зрения обязательности выплаты закята или освобождения от выплаты закята кредиторы делятся на три группы:
Сильный кредитор. Если должник признаёт денежные средства, данные в долг, или долг зафиксирован документом, имеющим законную силу, то кредитор считается сильным. Когда он получает обратно свои материальные средства, обязан выплатить с них закят за прошлые годы. 
Средний кредитор. Это тот, кому должны за аренду или за продажу одежды. По наиболее достоверному из мнений имама Абу Ханифы, в таких случаях кредитору не нужно выплачивать закят. 
Слабый кредитор. Сюда относятся долги по махру, доля наследства, завещание, плата за развод по соглашению. Например, махр не может являться долгом, возникшим в результате обмена товарами. Также не имеют материального эквивалента бракоразводный процесс, наследство, денежная компенсация или материальные средства, выплаченные за заключение мирного соглашения (сулх). Пока не пройдёт год со дня получения этих средств, выплачивать закят с них необязательно. Подобное распределение кредиторов установлено имамом Абу Ханифой. 
(«Радд уль-Мухтар»)

5.У нас с друзьями совместная коммерческая фирма. Как нам нужно выплатить закят? 

Каждый долевой участник совместного предприятия обязан выплатить закят со своей доли капитала. Компаньоны замещают друг друга только в тех случаях, когда этого требуют коммерческие интересы фирмы. Так как закят является одним из видов поклонения (ибада), действительность его зависит от намерений. Поэтому, для того чтобы выплатить закят из средств фирмы, необходимо согласие всех учредителей или компаньонов. Они могут наделить кого-либо особыми полномочиями для выплаты закята от лица других. 

В производственных фирмах основной капитал представляет собой значительную сумму. Здание фабрики, станки, склады, средства обслуживания, жильё для работников и другие средства, которые не относятся к разряду товаров, закятом не облагаются. Оставшиеся после выплаты долгов наличные деньги, валюта, сырьё и готовая продукция (или незавершённая), то есть всё, что представляет собой какую-либо материальную ценность, подлежит обложению закятом в соотношении 1/40 части. При этом для оценки применяются действующие рыночные цены. Каждый учредитель или компаньон обязан выплатить закят в соотношении 1/40 со своей доли прибыли или имеющихся средств. 
(«Бадаиу санаи», «Радд уль-Мухтар»)

6.Нужно ли выплачивать закят с драгоценных украшений?

Как только золотые, серебряные украшения и посуда достигают определённого количества (нисаб золота – 80 г, а серебра – 560 г), с которого выплачивают закят, то с них нужно выплатить закят – 1/40 часть. Золото и серебро представляют собой товар, стоимость которого постоянно растёт, и они по своим качествам полностью подходят для торговых операций. Кроме того, в силу их природных свойств их можно использовать для обмена. Вот поэтому владелец слитков золота или драгоценных украшений обязан выплатить с них закят.
Что касается украшений из жемчуга, рубинов, изумрудов и алмазов, то выплата закята с них не требуется, так как их цена не является растущей. 
(«Бадаиу санаи») 

7.Сколько длится время совершения ночной молитвы и когда её лучше 
совершать?

Время ночного намаза начинается с ночи и заканчивается с началом рассвета. Под ночью подразумевается исчезновение белизны на горизонте. После того как эта белизна исчезает, наступает время ночного намаза и длится до утреннего азана.  
Наиболее предпочтительным временем для исполнения данного намаза является время непосредственно перед окончанием первой трети ночи (ночь начинается с заходом солнца и продолжается до рассвета, то есть время с вечернего азана до утреннего). 
(«Табйину ль-Хакаик»)

8.Кожа свиньи и мертвечины запретна в любых её формах или есть исключения?    

После дубления чистой считается кожа всех животных, в том числе мертвичины, за исключением кожи свиньи. Данное правило основано на хадисе Пророка Мухаммада ﷺ: «Любая кожа после дубления становится чистой» (ат-Тирмизи).
Свиная кожа исключена из этого хадиса из-за аята Корана, конкретно указывающего на то, что свинья является нечистой полностью.   Поэтому свиная кожа остаётся запретной и нечистой даже после дубления. 
(«Табйину ль-Хакаик»)
 

Мухаммад-фарук азимов. тел.: +7 967 939 65 62