поделиться

Ответы на вопросы от 1.03.2022 (по Шафии)

1. Нужно ли выплачивать закят с товара, который производишь сам (например, с пластиковых окон), а также с сырья, купленного для производства?

Если сырьё было закуплено для производства товара (например, пластик для изготовления окон или стройматериалы для стройки с последующей продажей объекта), то по прошествии года по лунному календарю необходимо выплатить с него закят.

Если же к концу года сырьё уже находится в производстве или оно уже завершено, то закят выплачивают с товара, на какой бы стадии он ни находился. Выплачивать закят следует с любого материала, купленного с намерением что-то изготовить из него и затем продать, например с ткани, которую портниха купила, чтобы шить одежду на продажу.

Также закят полагается выплачивать с сырья, которое после производства остаётся в товаре (пластик в вышеприведённом примере). Что касается сырья, которое не остаётся в товаре, а используется лишь как вспомогательное, например топливо для производства пластика и т. п., то с него закят не выплачивается. («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани, «Фикх аль-Ислями ва адиллятуху»)

2.Может ли муж вернуть жену словами или действиями?

Супруг может выразить желание возвратить супругу (исключая случай, когда развод – троекратный) как словами в их прямом значении, например: «Я тебя возвращаю», так и в косвенном: «Я делаю тебя дозволенной» и т. п. Также он вправе выразить возврат в письменном виде.

Возврат же супруги действиями, поступками (намёками, поцелуями, половой близостью и т. д.), даже имея на то намерение, без словесного выражения недействителен, за исключением намёка или послания в письменной форме немого человека.

Примечание:
Возврат супруги косвенными словами или в письменном виде без намерения недействителен. («Тухфат аль-Мухтадж», «Асна аль-Маталиб»)

3.Следует ли после пятничной молитвы, совершаемой в нескольких мечетях города из-за большого числа прихожан, совершать и обеденный намаз?

Согласно шафиитскому мазхабу, одним из условий действительности пятничной молитвы является совершение её в одном месте – в мечети, в поле и т. п. Однако если город, где совершается джума-намаз, настолько большой, что собраться в одном месте становится проблематичным – ввиду огромного скопления людей или создания неудобств для окружающих, пробок на дорогах и т. п., то разрешается совершать пятничный намаз в нескольких мечетях (по мере необходимости), даже если они заполняются неместными жителями.

Следовательно, пятничный намаз, даже если он совершается в нескольких мечетях одного населённого пункта и имамы этих мечетей вступили в него не одновременно, считается совершённым и действительным.

Что касается совершения обеденной молитвы после пятничной, то она может быть обязательной, запрещённой и желательной. В данном же случае (когда пятничный намаз по необходимости совершается в нескольких мечетях) она не является обязательной, а лишь желательной (коллективно или индивидуально) – из-за солидарности со мнениями (хиляфу) других учёных. («Нихая аль-Мухтадж», «Нихая аз-Зайн фи иршад иль-Мубтадиин»)

4.Что делать, если необходимо совершить обязательное купание (гусль), а воды хватает только на малое омовение?

В данной ситуации следует совершить гусль. Желательно начать его с частей тела, которые подлежат обязательному омовению, соблюдая последовательность.

После того как полностью использовали воду, необходимо сделать таяммум (ритуальное очищение с использованием сухой земли, глины и т. д.) – если остались неомытые части тела. При этом малое омовение засчитывается без дополнительного таяммума.
Намерение при совершении таяммума в данном случае делается (сердцем – в обязательном порядке) следующим образом: «Я намереваюсь совершить таяммум для дозволенности совершения намаза и других обрядов». («Равзат ат-Талибин», «Асна аль-Маталиб»)

5.Дозволено ли скупать товары во время дефицита и хранить их для последующей перепродажи по завышенной цене?

Ихтикар – это скупка товаров массового потребления во время повышенного спроса для хранения и последующей перепродажи не по рыночной цене.

Ихтикар запрещён, поскольку создаёт искусственный дефицит товаров и приводит к росту цен и финансовым потерям потребителей. Помимо продуктов питания, это касается и всех товаров первой необходимости, на которые вследствие тотальной скупки может возникнуть дефицит, например лекарства, бинты, мыло, масло или одежда.

В случае повышенного спроса, например, на овёс, мебель или другие вещи, не относящиеся к товарам первой необходимости, их закупка для хранения с целью перепродажи по завышенной цене во время дефицита также является ихтикаром – если массовая нехватка товара на рынке стесняет людей и приводит их к лишениям.

Например, закупка обогревателей с целью создания дефицита и перепродажи их зимой, когда спрос достигает максимального значения, является ихтикаром.

Не является ихтикаром скупка товара во время повышенного спроса с целью его перепродажи по завышенной цене в другом населённом пункте, где он оценивается дороже, за исключением случаев, когда это наносит ущерб жителям местности, где он был закуплен, приводя к дефициту товара на рынке и росту стоимости.

Исходя из вышесказанного, ситуация, описанная в вопросе, подпадает под ихтикар и является запретной, несмотря на то, что дефицит уже имеется, так как влечёт за собой ещё больший дефицит либо полное отсутствие товара на рынке.
Примечание:

Торговец, чьи злонамеренные действия привели к ихтикару, впадает в грех, как и продавцы, давшие ему возможность создать на рынке ситуацию, которая привела к ихтикару. Запрет, естественно, не затрагивает покупателя, который вследствие всего вынужден покупать товар намного дороже.
Если какой-то торговец вызвал своими действиями дефицит, но не продаёт товар выше рыночной стоимости, то данный запрет его не касается. («Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани, «Хашия ар-Рамали аля Асна аль-Маталиб»)

Уважаемые читатели! Вы можете присылать ваши вопросы на электронную почту нашей редакции assalamweb@gmail.com или по телефону +7 928 530-59-70 (СМС, WhatsApp, Telegram).