26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Исра и Мирадж – одни из самых значимых событий пророчества Мухаммада ﷺ

Исра – это ночное перенесение нашего господина Мухаммада ﷺ из Мекки в Иерусалим (Бейт аль-Мукаддас), а Мирадж – это вознесение Пророка ﷺ в небесные миры.

Большинство учёных согласны с тем, что Посланник Всевышнего ﷺ был перенесён и поднят на небо как душой, так и телом.

Исра упоминается в Священном Коране, где Всевышний говорит (смысл комментария 1-го аята суры «Аль-Исра»): «Пречист (от всех недостатков) Тот, Кто перенёс ночью Своего раба (Мухаммада ﷺ) из Заповедной мечети (аль-Харам в Мекке) в мечеть аль-Акса (в Иерусалиме), окрестности которой Мы благословили (плодородием), чтобы показать ему некоторые из Наших знамений. Поистине, Он (Всевышний Господь) Слышащий, Видящий».

От Анаса ибн Малика رضي الله عنه передано, что Пророк ﷺ рассказал: «Ко мне привели животное под названием Бурак. Оно, подобно взору, быстро достигало любой цели. Я ехал на нём, пока не достиг Байт уль-Мукаддаса (мечеть в Иерусалиме). По пути мы останавливались в Медине, где я совершил два ракаата намаза. Также мы остановились в местности Мадьян, возле дерева пророка Мусы (Моисей) عليه السلام, где я также совершил молитву в два ракаата. Потом продолжили путь, пока не достигли горы Тур ас-Сайна, где пророк Муса عليه السلام разговаривал со Всевышним, и там совершил два ракаата, после чего мы достигли места, где родился пророк Иса (Иисус), сын Марьям (Мария) عليه السلام, здесь я тоже совершил два ракаата».
Каждый раз, когда останавливались, ангел Джабраиль عليه السلام спрашивал Пророка ﷺ: «Знаешь ли ты, что это за место?» Пророк ﷺ отвечал: «Не знаю». После чего Джабраиль عليه السلام подробно рассказывал историю, связанную с тем местом. 

Когда они прибыли в Иерусалим, в мечеть аль-Акса, Пророк ﷺ привязал Бурака к кольцу, к которому привязывали животных все пророки, а затем вошёл в мечеть и в качестве имама совершил со всеми пророками коллективный намаз в два ракаата. Затем, когда он вышел из мечети, к нему снова подошёл ангел Джабраиль عليه السلام. Он держал два сосуда, в которых было вино и молоко, и предложил выбрать. Выбор Пророка ﷺ пал на молоко. Джабраиль عليه السلام же на это сказал: «Ты выбрал естество (фитру; то есть выбрал религию, которая полностью соответствует природе человека)».
Вскоре они вознеслись на первое небо. Там Джабраиля عليه السلام спросили: «Кто ты?» Он ответил: «Джабраиль». Тогда его спросили: «А кто с тобой?» – «Мухаммад ﷺ». – «Разве он послан?» – «Да, он уже послан», – ответил Джабраиль عليه السلام. Когда открылись небесные врата, они увидели пророка Адама عليه السلام, который, поприветствовав Пророка ﷺ, попросил у Всевышнего для него блага.

После этого они вознеслись на второе небо. Им задавали те же вопросы, и ангел Джабраиль عليه السلام отвечал точно так же. Подобное происходило на каждом из семи небес. На втором небе Посланника Аллаhа ﷺ встретили пророки Иса (Иисус) عليه السلام и Яхья (Иоанн) عليه السلام, сын Закарии (Захария) عليه السلام. На третьем – пророк Юсуф (Иосиф) عليه السلام, которому была дарована половина красоты мира. На четвёртом – Идрис (Енох) عليه السلام, на пятом – Харун (Аарон) عليه السلام, на шестом – Муса (Моисей) عليه السلام и на седьмом – Ибрахим (Авраам) عليه السلام. Он стоял, опираясь спиной на Бейт аль-Мамур (Небесная Кааба). В него входят каждый день семьдесят тысяч ангелов, которые больше не возвращаются туда.

После этого Пророк ﷺ с Джабраилем عليه السلام дошёл до местности Сидрат уль-Мунтаха (сидрат – вероятнее всего, дерево) – предела всего; никто даже из ангелов не пересекал этот рубеж. Листья его были подобны ушам слона, а плоды – как большие кувшины. 

И ангел Джабраиль عليه السلام, остановившись, сказал: «Тут заканчивается мой путь. О Любимец Аллаhа ﷺ, если я сделаю ещё один шаг, то сгорю».
Дальше Пророк ﷺ пошёл один. И перед ним открылись завесы, он увидел великое множество таинств и знамений Творца, а главное – величие и красоту Всемогущего Господа.

«И Господь внушил мне то, что внушил, и предписал мне и моей общине пятьдесят намазов в сутки. Я спустился к Мусе عليه السلام, и он спросил меня: “Что предписал Господь твоей общине?” Я ответил: “Пятьдесят молитв”. Он сказал: “Вернись к Господу и попроси облегчения. Поистине, твоя умма (община) не вынесет этого. Я испытал иудеев и проверил их (и убедился, что они не способны вынести такое бремя)”. Я вернулся к моему Господу и сказал Ему: “О мой Господь! Облегчи моей умме!” И Он снял пять молитв. Я вернулся к Мусе عليه السلام и сказал ему: “Господь уменьшил мне на пять молитв”. Тогда Муса عليه السلام сказал: “Поистине, твоя умма не вынесет этого. Вернись к Господу и попроси облегчения”. И так я ходил от Мусы عليه السلام к Господу и обратно, пока Всевышний не сказал мне: “О Мухаммад! Поистине, за эти пять молитв в сутки Я воздам десятикратно – и это будет пятьдесят молитв. Кто вознамерится совершить благое дело и не совершит его, тому будет записано одно благодеяние. А кто вознамерится и совершит – тому будет записано десять. Кто вознамерится совершить дурной поступок и не совершит его, тому не будет записано ничего. А кто вознамерится и совершит – тому будет записан один грех”.

Я спустился к Мусе и рассказал ему обо всём. Он сказал: “Вернись к твоему Господу и попроси облегчения”. Но я ответил: “Мне стыдно ещё раз возвращаться к Нему”» (Муслим).

После этих событий Пророк ﷺ в ту же ночь вернулся в дом. Проснувшись утром, он созвал курайшитов. Они собрались, пришёл и Абу Джахль. Пророк ﷺ рассказал собравшимся о событиях минувшей ночи. Тогда Абу Джахль закричал: «О род Кааба ибн Луайя, подойдите сюда!»
Мекканские язычники подошли. Посланник Господа ﷺ повторил им свой рассказ. Одни слушатели обрадовались, другие же не поверили тому, что услышали. Некоторые слабые духом мусульмане даже отступили от веры. Кое-кто тут же побежал к Абу Бакру رضي الله عنه и пересказал ему историю. Он ответил: «Если Мухаммад ﷺ так сказал, значит, так всё и было».

Люди изумились: «Ты что, веришь во всё это?!» Абу Бакр رضي الله عنه ответил: «Я готов поверить не только в такое». С этого дня его стали называть ас-Сыддик («правдивый», «верный»).

Затем собравшиеся принялись проверять правдивость слов Посланника Господа ﷺ, спрашивая его, как выглядел Иерусалим, поскольку среди присутствующих оказались те, кто был там. И все знали, что Пророк ﷺ там раньше не бывал. В это время Всевышний дал возможность Пророку ﷺ увидеть его будто наяву, и он принялся подробно описывать город – каждую улицу, дверь каждого дома.

Люди сказали: «Да, ты описал всё правильно. Теперь опиши наш караван». Кто-то из них ожидал прибытия каравана из Шама (ныне территория Сирии и ряда соседних государств). 

Пророк ﷺ назвал точное количество людей, следующих в караване, и описал их во всех подробностях, затем сказал: «Караван придёт в такой-то день на восходе солнца. Первым будет идти верблюд пепельного цвета».

Курайшиты решили проверить его слова. В названный день они вышли к границе города. Один сказал: «Вот, клянусь Аллаhом ﷻ, взошло солнце. Другой сказал: «А вот, клянусь Аллаhом ﷻ, и караван. Впереди и правда идёт верблюд пепельного цвета! Всё в точности как сказал Мухаммад ﷺ!» Однако эти все чудеса не пробудили в сердцах многих мекканцев веру в Единого Господа и Его Пророка ﷺ; они говорили, что столкнулись с колдовством.

Тем же утром ангел Джабраиль عليه السلام пришёл и обучил Посланника Господа ﷺ совершению пятикратного намаза. Во время рассвета они совершили вместе два ракаата намаза. Когда солнце прошло зенит, они выполнили четыре ракаата. Ещё четыре ракаата они совершили, когда тень предметов стала в два раза длиннее. Три ракаата – когда зашло солнце, и четыре – когда исчезло красное зарево.
До этого события Пророк ﷺ молился подобно пророку Ибрахиму عليه السلام – по два ракаата утром и вечером. 

Адиль Ибрагимов