поделиться

Этика поведения раба Всевышнего. Часть вторая

Мы продолжаем серию статей об этике поведения раба Всевышнего, которой учит нас суфизм. В их основе – материал под авторством шейха накшубандийского и шазалийского тарикатов Ахмада-афанди Абдулаева.

По просьбе редакции богослов Сиражудин Ахмедов подробно разъясняет каждый из тезисов наставника, чтобы мы с вами вместе смогли правильно понять их глубокий смысл и сделать для себя соответствующие выводы. 

Кто такой раб?

Я раб Аллаhа ﷻ, а это значит, что я целиком принадлежу Всевышнему.
Я не имею своей личности и своего «я».

У раба не может быть своих желаний, мнений или прав, не одобряемых Всевышним.

Раб весь открыт вниманию и воле Всевышнего.

У раба нет ничего: его жизнь, его имущество, тело, мысли не принадлежат ему самому. Господь может лишить раба всего, и раб не должен возражать Его решениям.

Раб должен помнить, что Всевышний всегда и во всём прав.

Довольство Аллаhа ﷻ – для раба всегда Высшая Цель. Раб никогда не должен делать того, что может разгневать Творца.
(Ахмад-афанди, статья «Этика поведения раба Божьего»).

– Итак, тезис: «Я не имею своей личности и своего “я”». Здесь подразумевается элемент скромности и покорности перед Богом, или это означает, что человек не несёт ответственности за свои поступки?

– Конечно же, это не так. Наоборот, это пик скромности человека, его покорности Всевышнему. Это осознание того, что если бы Господь Бог не даровал тебе жизнь, здоровье, пропитание, помощь в совершении богоугодных деяний, то ты никогда не смог бы этого сделать. 

Ты вообще не существовал бы, если бы на это не было воли твоего Господа. Именно это и означает утверждение: «Я не имею своей личности и своего “я”». То есть человек должен осознать в полной мере, что он даже дышит несамостоятельно. Если бы дыхание зависело от него, он бы умер – во сне. 

Осознав всё это, человек понимает, что даже одного вдоха он не может сделать, если на то не будет воли Всевышнего. Человек – очень слабое существо. Он это должен понимать. Поняв это, он не будет чувствовать своего нахождения, пребывания на этой земле. Он будет видеть себя пустым местом. Перестанет видеть своё участие в собственной жизни. Не будет превозносить себя над другими творениями. 

– Другой тезис: «Раб весь открыт вниманию и воле Всевышнего». Как должна выражаться покорность раба воле Всевышнего? 

– Она должна выражаться в его выдержке, в его терпении. Например, если человека постигла беда, то люди не должны видеть в нём что-то, что отличалось бы от того состояния, когда у него было всё хорошо.

Целиком и полностью раб должен верить, что это воля Господа. И очень стараться не выражать излишне свои эмоции, не злиться, не возмущаться. Знать, что любой раб Всевышнего, который причинил тебе вред, тоже сделал это по воле Создателя. Нельзя его ругать, нельзя к нему предвзято относиться. Всегда надо помнить, что, например, Забаният (ангелы, которым поручено наказывать грешников в загробном мире) абсолютно не виновны в тех наказаниях, что получает человек, попавший в Ад. Виновен только сам раб. Мы отвечаем лишь за свои поступки. И надо знать: когда Всевышний отправляет нам испытания, то посредством трудностей Он хочет возвысить нашу степень. Поэтому раб должен быть покорен воле Всевышнего в любом случае и не выражать свои эмоции.  

– Тезис: «Раб должен помнить, что Всевышний всегда и во всём прав». Люди нередко ропщут не только на тяжёлые испытания, будь то смерть близкого человека или трудноизлечимая болезнь, но и даже на внезапно изменившуюся погоду. Что помогает человеку осознать наличие блага во всём, что с нами происходит по воле Всевышнего?

– Это можно осознать на примере того, что с нами уже случалось. Сколько раз бывало, что раб думает, что Всевышний сделал ему что-то плохое, не даровал ему какого-то блага либо забрал у него что-то. И в итоге получается так, что Всевышний даёт ему в разы больше. Но чтобы получить это «в разы больше», должно было произойти то, что произошло ранее… Дабы он получил во много раз больше благ. 

– Тезис: «Довольство Аллаhа – для раба всегда Высшая Цель». Как узнать, доволен тобой Всевышний или нет? Как не обмануться своим богослужением и благими деяниями? 

– Узнать, доволен ли нами Всевышний, можно, судя по тем бедам и испытаниям, которые нам удаётся проходить. Если бы Всевышний не был доволен нами, то Аллаh ﷻ оставил бы нас, ничем не наказывая, и, несмотря на наши тяжкие грехи, давал бы нам больше и больше мирского. И то, что Всевышний не даёт нам обмануться мирским, наказывает нас за грехи, посылает нам болезни, забирает у нас самое дорогое – родных и близких, и если при всём этом мы, будучи рабами, проявляем довольство  предопределением Господа, то это означает, что Он доволен нами. 
Надо всегда помнить, что всё, что мы делаем, – это не иначе как те деяния, что нам предопределено Господом. Жизнь нам дал Всевышний, здоровье тоже дал Всевышний, наставил на путь истины, помог нам в совершении благих деяний. И возникает вопрос: каким образом я имею ко всему этому отношение? К тому богослужению, которое совершаю, какое я имею отношение вообще? Таким образом человек сохраняет себя от самообмана и самолюбования, от мыслей, что он совершил что-то огромное. Мы ничего не совершили. В нас Всевышний создал эти деяния, и нашей заслуги в этом абсолютно нет.