20 апреля
2024 года
поделиться

Он каждую ночь прочитывал весь Коран

Биография известного учёного имама Мухаммад-Амина (Ибн Абидина)

Мухаммад-Амин ибн Умар ад-Димашки, более известный как Ибн Абидин, – исламский богослов, один из выдающихся мусульманских правоведов (факихов) Османской империи. 

Родословная Мухаммад-Амина ибну Умара восходит к Джафару ас-Садику, который, в свою очередь, является правнуком Хусейна t, внука Пророка Мухаммада ﷺ. 

А его мать была из семьи известного хафиза (знатока Корана) и учёного Мухаммада Абдуль-Хайя ад-Дауди, автора известных книг по грамматике арабского языка «Хашияту Минхадж», «Хашияту Ибн Акил» и др.

Мухаммад-Амин родился в 1198 году по хиджре (мусульманскому летоисчислению) в Дамаске. Его отец Умар Абидин не был учёным, но был праведным человеком и занимался торговлей. Его дядя Салих Абидин также был очень праведным человеком и перед рождением будущего имама обрадовал его мать, свою невестку, известием о том, что она родит праведного мальчика, и ещё до рождения назвал его Мухаммад-Амином.

Детство

Ещё в раннем детстве Мухаммад-Амин выучил Коран, одновременно он помогал отцу в его торговых делах. В один из дней отец оставил сына в своей лавке, чтобы тот обучился торговле. Однажды, находясь там, он стал читать вслух Священный Коран. Проходящий мимо старец сделал ему замечание, указав, что на это есть две причины. 

 Праведник сказал: «Первая – читая Коран в таком-то месте, ты не соблюдаешь правила его чтения. Вторая – не подобает на рынке, где люди отвлечены торговлей, читать вслух Священное Писание, так как это становится причиной греха всех тех, кто не прислушивается к Корану». 

После этого Ибну Абидин стал искать лучшего чтеца своего времени, и один из его учителей направил его к Саиду аль-Хамави. Юноша стал посещать лучшего учителя по Корану. У Саида аль-Хамави будущий имам изучил такие книги по правильному чтению Корана, как «Аль-Джазарийя», «Аш-Шатибийя» и другие. Далее он стал обучаться грамматике, морфологии и фикху (исламской юриспруденции) согласно богословской школе (мазхабу) имама аш-Шафии.

Увидев праведное стремление сына, отец всячески стал оказывать ему помощь, приобретал книги, говоря: «Покупай что хочешь, я всё оплачу. Ты оживил то, что я умертвил из жизненного пути моих предков, да воздаст тебе Всевышний наилучшим образом». И подарил ему родовые книги, унаследованные им от предков.

Изучение исламских наук

Затем он перешёл к учёному Шакиру аль-Аккаду аль-Ханафи. Этот учёный, известный также под именем Ибну Мукаддам Саад, обладал не только явными знаниями согласно мазхабу Абу Ханифы, но и был преемником суфийского пути (тариката) аль-Хальватия, аль-Кадирия, у которого будущий имам перенял как явные, так и тайные знания. 

Шейх аль-Аккад заметил в нём большие способности и, помимо уроков, очень поддерживал его, побуждая составлять первые работы. Передав ему право наставничества во многих науках, шейх аль-Аккад попросил своих пожилых шейхов дать Ибну Абидину разрешения к сборникам хадисов Пророка ﷺ, а также другим ценным текстам научного исламского наследия.

Следуя советам своего учителя, Мухаммад-Амин уже в 17 лет стал работать над своими первыми трудами. После смерти своего учителя шейха аль-Аккада он продолжил учиться у шейха Саида аль-Халяби аль-Ханафи, старшего из учеников шейха аль-Аккада. С ним он закончил работать над теми книгами, которые не успел завершить с шейхом аль-Аккадом, и прочитал многие другие, посвящённые ханафитскому фикху и другим наукам.

Затем он принялся за написание главного труда своей жизни – «Радд аль-Мухтар аля ад-Дурр аль-Мухтар», известного как «Хашия Ибн Абидина».

Жизнь учёного

Днём он преподавал и принимал посетителей, у которых имелись какие-либо вопросы, давал по ним фетвы (религиозные решения) и решал их проблемы, а ночью занимался составлением книг, сну же он уделял очень мало времени. Примерно в это время он встречается с шейхом Халидом ан-Накшубанди, у которого получает разрешение (иджазу) на наставничество Накшбандийского тариката.

 В еде Ибну Абидин обходился минимумом и был очень осторожен в плане употребления лишь дозволенной пищи. В месяц Рамадан он каждую ночь прочитывал весь Коран, плача под впечатлением его глубочайших смыслов. Он избегал всего сомнительного в делах, старался постоянно быть в омовении. Был благочестив в отношении к своим родителям, поддерживал родственные связи, обучал и воспитывал сына родного брата. Он оплачивал строительство мечетей, материально поддерживал родственников, учёных и нуждающихся, особенно тех, кто скрывал свою бедность.

Был аккуратен и мягок в речах, проницателен в делах, умён и сообразителен в науках.
Всю свою жизнь имам прожил на собственные средства, вложив деньги в торговлю и поручив управление своей долей товарищу. Так он оставался независимым от кого бы то ни было в плане земного удела.

Наследие имама

После себя Ибну Абидин оставил большое количество учеников, многие из которых стали величайшими учёными своего времени, таких как Али аль-Муради (муфтий Дамаска), Абдуль-Гани аль-Гунайми аль-Ханафи (автор комментариев «Кудури», «Акидат уль-Тахави»), Абдуль-Кадир аль-Халяси (комментатор книги «Ад-Дурр уль-Мухтар»).

Его труды получили широкую известность и на протяжении веков были одними из важнейших книг по исламскому праву согласно мазхабу имама Абу Ханифы, такие как «Радд аль-Мухтар аля д-Дурр аль-Мухтар», «Шарх Танвири ль-Абсар», известная под названием «Ибн Абидин». Это произведение в пяти томах, комментарий к книге «Дурр аль-Мухтар» Алауддина аль-Хаскафи. По мнению большинства учёных, оно является на сегодняшний день самой ценной книгой по фикху мазхаба имама Абу Ханифы. Также его перу принадлежат такие книги, как «Хашияту-т-Тафсир уль-Байдави», «Аль-Ибана», «Аль-Укуд уд-Дуррийя», «Итхаф уз-Заки» и другие.

Уход из этого бренного мира

За двадцать дней до смерти Ибну Абидин готовит могилу для себя. Он желает упокоиться между могилами двух известных учёных – Аляуддина аль-Хаскафи и Салиха аль-Джайнини. 

Мухаммад Амин покинул этот бренный мир в среду, 21 числа месяца Рабиу ас-Сани 1252 года по хиджре, ему было на тот момент всего лишь 54 года. Намаз джаназа (заупокойную молитву) совершили в соборной мечети имени Синана Баша в Дамаске. Людей было так много, что все желающие не уместились в мечети и молились на улицах. 
 («Радд аль-Мухтар»)

Мухаммад-фарук Азимов