26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Джафар бин Абу Талиб رضي الله عنه

(Продолжение. Начало в предыдущем номере.)

Джафар ибн Абу Талиб رضي الله عنه продолжал говорить: «Он (Пророк ﷺ) повелел нам всегда говорить правду, быть честными, поддерживать родственные связи и добрые отношения с соседями, не совершать недозволенных действий и не проливать напрасно кровь. Он запретил нам непристойности, говорить ложь, отбирать деньги у сирот и порочить целомудренных женщин.

Мы поверили ему, уверовали в него и последовали за ним в том, с чем он пришёл от Единого Господа. Мы позволяем себе то, что нам дозволено религией Всевышнего, и не разрешаем того, что нам запрещено.

А наш же народ, о царь, отнёсся к нам враждебно и подверг нас тягчайшим испытаниям, чтобы мы отказались от нашей религии и вернулись к поклонению идолам...

Когда они обошлись с нами так несправедливо, всячески притесняя нас, творя беззаконие, препятствуя нам исповедовать нашу религию, мы переселились в твою страну, отдав тебе предпочтение среди других властителей, надеясь жить в добрососедстве с тобой, не подвергаясь несправедливости с твоей стороны».

Обратившись к Джафару ибн Абу Талибу, негус спросил: 

– Можете мне прочитать то, с чем пришёл ваш Пророк ﷺ?

– Да, – ответил Джафар. И прочитал первые аяты суры «Марьям» (смысл комментария): «Каф. Ха. Йа. Айн. Сад (Господь лучше знает значение этого). (Это) рассказ о милости твоего Господа к Закарийе (пророк Заха́рия). Вот он обратился к своему Господу втайне (так как такая мольба более близка к ответу). Он сказал: “Господи! Поистине, кости мои ослабели, а голова покрылась сединой. И никогда я не был благодаря мольбам к Тебе, Господи, несчастен”». 

Умм Салама продолжала свой рассказ: «Услышав это, негус прослезился. Его епископы также расплакались – так сильно, что промокли их книги, которые они держали в руках.

После этого негус сказал: “То, с чем пришёл ваш Пророк ﷺ, и то, с чем пришёл к нам Иса (Иисус) عليه السلام, истекает из одного источника”.
Затем он, обратившись к Амру и его товарищу, сказал: “Отправляйтесь обратно. Я вам этих людей никогда не выдам”».

Умм Салама далее рассказывает: «Когда мы вышли от негуса, Амр ибн аль-Ас обрушился на нас с угрозами, а затем сказал своему товарищу: “Клянусь, я завтра опять пойду к царю и расскажу ему о них такое, что наполнит его душу гневом и отвратит его сердце от них. После того, что царь узнает о них, он будет вынужден физически истребить их”.

Абдулла ибн Абу Рабиа возразил: “Не делай этого, о Амр! Всё-таки они наши соплеменники, хотя и расходятся с нами во мнении”.
Амр воскликнул в ответ: «Ты это оставь! Ей-богу, я скажу ему, что они считают Ису ибн Марьям (Иисуса, сына Марии) عليه السلام рабом Божьим”».

Повторный визит к негусу

Придя на следующий день к негусу, Амр обратился к нему со следующими словами: «О царь! Эти люди, которым ты дал убежище и предоставил свою защиту, говорят об Исе ибн Марьям عليه السلام такое, что тебе следовало бы знать».
Умм Салама продолжала: «На следующий день нас вновь вызвали к царю. Зайдя к негусу, мы увидели, что у него находятся все епископы, как и в первый раз. Здесь же находились Амр ибн аль-Ас и его товарищ.

Негус обратился к нам с вопросом: “Что же вы говорите об Исе ибн Марьям عليه السلام?”
Джафар ибн Абу Талиб ответил: “Истинно, мы говорим о нём только то, с чем пришёл наш Пророк ﷺ”.
Негус продолжал: “А что же говорит ваш Пророк ﷺ о нём?”

Джафар ответил: “Он говорит о нём: “Это раб Аллаhа ﷻ и Его посланник, а также Его Дух и Его Слово, ниспосланный непорочной деве Марьям”.
Едва негус выслушал слова Джафара, как ударил рукой по земле и воскликнул: “Иса ибн Марьям عليه السلام ни на йоту не отошёл от того, с чем пришёл ваш Пророк ﷺ...”

Среди епископов, сидящих вокруг негуса, поднялся ропот осуждения того, что они услышали от него.
Негус обратился к нам: “Идите, вы в безопасности. Если кто-либо обругает вас, то заплатит за это, а если причинит вам зло, то будет сурово наказан. Клянусь Господом, если бы мне предложили за вас гору золота, я бы вас никому не выдал”.
Посмотрев на Амра и его товарища, царь сказал: “Верните этим двум людям их дары. Они мне не нужны”».

Возвращение в лучезарную Медину

Джафар ибн Абу Талиб и его жена целых десять лет в спокойствии и безопасности прожили в Эфиопии, пользуясь гостеприимством её царя.
В седьмом году по хиджре (мусульманскому летоисчислению) они вместе с группой мусульман покинули Эфиопию и направились в Медину. Они встретились c любимым Пророком ﷺ, который только что вернулся после успешного похода на Хайбар, в котором Всевышний даровал ему победу.
Посланник Аллаhа ﷺ так сильно обрадовался встрече с Джафаром, что воскликнул: «Не знаю даже, чему я больше рад! Победе в Хайбаре или же прибытию Джафара».

Радость всех сподвижников по поводу приезда Джафара была нисколько не меньше, чем радость Пророка r.
Джафар был известен своей беспредельной добротой, милосердием и благотворительностью в отношении слабых и неимущих. Его даже прозвали «отцом бедняков».

Поход мусульман против византийцев 

Пребывание Джафара ибн Абу Талиба в Медине не было долгим.

В начале восьмого года по хиджре Пророк ﷺ снарядил армию для похода в аш-Шам (ныне территория таких государств, как Кипр, Ливан, Сирия, земли Палестины, Иордания, Израиль) против византийцев. Назначив командовать армией Зайда ибн Харису, он сказал: «Если Зайд будет убит или ранен, то командование армией перейдёт к Джафару ибн Абу Талибу. Если Джафар будет убит или ранен, то командующим станет Абдулла ибн Раваха. Если же и Абдулла ибн Раваха будет убит или ранен, то тогда верующие пусть сами выберут себе командира».

На подступах к иорданской деревне Мута мусульмане обнаружили, что им противостоит византийская армия численностью сто тысяч воинов, а также армия союзников византийцев из арабских племён Лахм, Джузам, Кудаа и других в составе ещё ста тысяч воинов.

Армия мусульман насчитывала всего три тысячи воинов.

Едва завязалось ожесточённое сражение, как смертью храбрых пал Зайд ибн Хариса. Тут же со своего белого коня соскочил Джафар ибн Абу Талиб и подхватил знамя, глубоко врываясь в ряды византийцев. 

Джафар яростно и неукротимо сражался в гуще врагов, пока ему не отрубили правую руку. Как только он взял знамя в левую руку, вражеский воин отсёк ему и левую руку. Тогда Джафар положил знамя себе на грудь, придерживая его уцелевшими предплечьями. Третий страшный удар противника поразил его насмерть. Тогда знамя подхватил Абдулла ибн Раваха и продолжал сражаться до тех пор, пока не последовал за двумя своими соратниками.

Весть о гибели командиров

Посланнику Аллаhа ﷺ сообщили о гибели трёх его командиров, и это известие привело его в состояние сильнейшей печали. Пророк ﷺ отправился в дом своего двоюродного брата Джафара и там застал его жену Асму, которая готовилась к встрече мужа. Она замесила тесто, искупала своих сыновей, умастила их благовониями и приодела.

Сама Асма рассказывала: «Когда к нам пришёл Посланник Аллаhа ﷺ, я заметила, что его светлый лик омрачён печалью. В мою душу закрался страх, но я не хотела спрашивать его о муже, опасаясь услышать трагическую весть. Пророк ﷺ поздоровался, а затем сказал: “Приведи детей Джафара”. Я позвала их к нему.

Радостные дети с весёлыми возгласами бросились к Пророку ﷺ и обступили его, причём каждый пытался обратить на себя его внимание. Посланник Господа ﷺ приник к детям, вдыхая их аромат, а в его глазах заблестели слёзы.

Я спросила: “О Посланник Аллаhа ﷺ, ты для меня вместо отца и матери. Заклинаю тебя, ответь, почему ты плачешь? Тебе что-нибудь сообщили о Джафаре и его товарищах?” Вытирая слёзы благословенной рукой, Пророк ﷺ сказал: “Да, они погибли сегодня…”

Улыбки тут же исчезли с лиц малышей, когда они услышали плач и рыдания своей матери. Они безмолвно застыли на своих местах.
Посланник Аллаhа ﷺ удалился, приговаривая: “О Аллаh ﷻ, замени Джафара его сыном. О Аллаh ﷻ, замени Джафара его потомством”.
Затем он сказал: “Я увидел Джафара в Раю с крыльями, обагрёнными кровью”».

Адиль Ибрагимов