Почему малыш бунтует?
Детство – период усиленного развития, изменения и обучения. Это время от новорождённости до достижения ребёнком психологической и социальной зрелости.
Учёные установили, что процесс развития ребёнка проходит через определённые стадии. Это качественные изменения психики ребёнка (или одной из её сторон), закономерно и в определённой последовательности наступающие в процессе развития. Все дети проходят один и тот же путь развития.
Знания об основных этапах развития ребёнка помогают родителям установить контакт с малышом в соответствии с периодом развития; определить поведение, не соответствующее возрасту; в случае отклонений – выявить и устранить причины.
Младенческий возраст
При рождении ребёнок попадает в новые условия (холод, яркая освещённость, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, смена типа питания), приспособиться к которым малышу помогают безусловные рефлексы. У новорождённого формируются потребности: получение впечатлений, движение и общение с взрослым.
К двум месяцам у младенца появляется улыбка, и основной его деятельностью становится эмоциональное общение с окружающими. Задача взрослых – обеспечить ребёнка едой, комфортом, безопасностью, физическим контактом.
Английский психолог Джон Боулби, автор теории привязанности, считал, что близкая эмоциональная связь, устанавливаемая между ребёнком и матерью с первых дней его жизни, формирует у младенца чувство защищённости и безопасности. Очень важно дать ребёнку тепло и ласку, чтобы у него не было проблем в психическом развитии. По мнению Боулби, это важнее любого правильного ухода и обучения.
В первый год ребёнок активно осваивает манипулятивную деятельность с предметами (тянется, хватает, перекладывает из одной руки в другую). Малыш поочерёдно учится поднимать голову, переворачиваться, потом ползать, подтягиваться, чтобы встать, учится стоять с поддержкой, пробует ходить, держась руками за опору, и к году может преодолевать небольшое расстояние без поддержки. Естественно, что эти нормы условны, ведь каждый малыш развивается в своём темпе.
В год ребёнок начинает проявлять непослушание, требует повышенного внимания, отличается капризностью. Учёные отмечают эти явления как кризис одного года. Слишком большим количеством умений овладевает ребёнок, соответственно он испытывает сложности, которые преодолевает с помощью любви, поддержки и заботы значимого взрослого.
Ранний детский возраст: 1–3 года
В раннем возрасте ребёнок активно познаёт мир предметов, выполняя действия вместе со взрослыми, которые показывают способы этих действий. Данная деятельность становится ведущей, а ситуативно-деловое общение выступает средством её осуществления.
Ребёнок переходит к активной речи, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности. Формируется предметное восприятие, осваиваются наглядные формы мышления, возникает воображение. Ребёнок не может долго удерживать своё внимание, легко отвлекается, быстро забывает о происходящем и утомляется. Естественным является стеснение перед незнакомым человеком, малыш может долго не идти на контакт, ревнует к другому ребёнку.
Ребёнку необходимо предоставить сферу деятельности, где он мог бы проявлять самостоятельность, но при этом следует контролировать его безопасность. Ребёнок осваивает туалетные навыки.
К трём годам появляются личные действия и осознание себя как отдельного активного субъекта. «Я сам» – центральное новообразование этого периода. Возникает эмоциональная завышенная самооценка, гордость за собственные достижения.
Данный период завершается кризисом трёх лет, когда ребёнок становится упрямым и непослушным, бунтует против правил, появляются резкие негативные реакции, строптивость, своеволие или своенравие (самостоятельность), конфликтность, протест, обесценивание требований взрослого. Все эти явления свидетельствуют о том, что ребёнок психологически отделяется от близких взрослых, которым стоит принять тот факт, что ребёнок становится самостоятельным.
Дошкольный возраст от 3 до 7 лет
Главная потребность ребёнка в этот период – стать как взрослые и действовать вместе с ними. Следовательно, появляется новый вид деятельности: игра, в которой ребёнок берёт на себя роль взрослого, выполняя его социальные функции. С помощью игры ребёнок познаёт мир. Также он осваивает продуктивные виды деятельности: изобразительную, конструктивную, лепку и так далее, осваивается моделирование как центральная умственная способность.
В данном возрасте закладываются основы трудовой деятельности: бытовой труд, самообслуживание. Ребёнок учится оценивать поступки с точки зрения этических норм, принятых в обществе. О моральных качествах ребёнок судит по своему поведению, которое или согласуется с нормами, принятыми в семье и коллективе сверстников, или не вписывается в систему этих отношений. Внешняя оценка близких взрослых часто становится его самооценкой.
Главным приобретением этого возраста является новая внутренняя позиция, новый уровень осознания себя в системе общественных отношений.
Становление социального «я» ребёнка, зарождение новых социальных отношения с окружающими, где он выступает не как дошкольник, а как взрослый человек, является главной причиной семилетнего кризиса. Перестройка отношения к себе, появление самоуважения, увеличение требований к себе и своим успехам.
Завершается дошкольный период обретением независимости, умением определять причинно-следственные связи, способностью брать ответственность за свои поступки, подчиняться правилам. Он усваивает полезные привычки, правила вежливости и нормы взаимоотношений с окружающими людьми.
Наида Алиева г. Санкт-Петербург