26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Джафар бин Абу Талиб رضي الله عنه

«Я увидел Джафара в Раю с крыльями, обагрёнными кровью...» Хадис Пророка ﷺ

В роду Абд Манафа (один из прадедов Посланника Аллаhа ﷺ) было пять мужчин, чрезвычайно похожих на Пророка ﷺ. Это сходство было настолько поразительным, что люди со слабым зрением часто путали Любимца Господа ﷺ с ними.

Первый из них – Абу Суфьян ибн аль-Харис ибн Абд уль-Мутталиб, сын дяди Посланника Аллаhа ﷺ и его молочный брат.

Вторым был Кусам ибн аль-Аббас ибн Абд уль-Мутталиб, также сын дяди Пророка ﷺ.
Третьим был дед имама аш-Шафии – ас-Саиб ибн Убайд ибн Абду Язид ибн Хашим.
Четвёртый – аль-Хасан ибн Али, сын дочери Посланника Аллаhа ﷺ и его внук.
И пятый – Джафар ибн Абу Талиб, брат предводителя правоверных Али ибн Абу Талиба رضي الله عنه.

Давайте познакомимся с некоторыми яркими событиями из жизни Джафара ибн Абу Талиба.
Несмотря на свою знатность в племени курайшитов и высокое положение среди них, Абу Талиб был бедным и многодетным человеком.

Его положение ещё больше ухудшилось из-за сильнейшей засухи, случившейся в один из годов: посевы тогда погибли, пало много скота, и люди были обречены на голодную смерть.

Среди хашимитов самыми богатыми в то время были Мухаммад ибн Абдулла ﷺ и его дядя аль-Аббас.

Как-то Мухаммад ﷺ сказал аль-Аббасу: «О дядя! У твоего брата Абу Талиба большая семья, а из-за засухи и отсутствия дождей многие сейчас голодают. Давай поедем к нему и немного облегчим его существование: я возьму одного из его сыновей, а ты другого, и выкормим их. Тем самым мы уменьшим количество ртов в его семье».

Аль-Аббас согласился: «Ты прав и, как всегда, призываешь к добру и благотворительности».
Затем они отправились к Абу Талибу и, придя к нему, сказали: «Мы хотим немного облегчить твоё тяжкое бремя содержания такой большой семьи и уменьшить беду, постигшую людей».
Абу-Талиб согласился: «Оставьте мне Акила (старший брат Али) и делайте, как считаете нужным...»

Мухаммад ﷺ взял в свою семью Али, а аль-Аббас – Джафара.
Когда Всевышний ниспослал пророчество Мухаммаду ﷺ, Али стал первым юношей, уверовавшим в него, и принял веру в Единого Господа. 

Джафар продолжал жить в доме своего дяди аль-Аббаса, пока не возмужал и не стал самостоятельным человеком, он также принял исламскую веру.

С самого начала Джафар ибн Абу Талиб и его жена Асма, дочь Умайса, стали искренними приверженцами светлого пути истины.

Они приняли исламскую веру посредством правдивого Абу Бакра ещё до того, как Посланник Аллаhа ﷺ вступил в дом аль-Аркама.

Хашимитский юноша и его молодая жена сполна испытали на себе тяготы, преследования и мучения со стороны курайшитов, как и все первые мусульмане. Однако они стойко перенесли все испытания Господа, поскольку твёрдо знали, что путь в Рай тернист, мучителен и чрезвычайно сложен. Но особенно отравляло их существование, а также жизнь их братьев по вере то, что курайшиты не позволяли им совершать религиозные обряды и наслаждаться истинным поклонением, следя буквально за каждым их шагом.

Находясь в подобной ситуации, Джафар ибн Абу Талиб попросил у Посланника Аллаhа ﷺ позволения переселиться вместе с женой и группой сподвижников в Эфиопию. Пророк ﷺ разрешил им сделать это, хотя ему было грустно расставаться с ними.

Разумеется, Джафару было очень нелегко убеждать чистых и невинных людей покинуть свою родину, обжитые дома, где прошло их детство и юность, единственная вина которых состояла в том, что они сказали: «Наш Господь – Аллаh ﷻ».

Вместе с тем у Пророка ﷺ не было силы и могущества, чтобы уберечь людей от козней местных многобожников.

Переселение в Эфиопию

Итак, переселенцы во главе с Джафаром ибн Абу Талибом прибыли на землю Эфиопии, где и обосновались под опекой и защитой справедливого и праведного эфиопского негуса (титул царя). Впервые с тех пор, как эти люди приняли Ислам, они почувствовали себя в безопасности и испытали наслаждение истинного поклонения, когда никто и ничто не омрачало чистоту их подлинного счастья.

Как только курайшиты узнали, что группа мусульман переселилась в Эфиопию, правитель которой гарантировал защиту их религии и свободу вероисповедания, они стали вынашивать планы убийства мусульман или их насильственного возвращения с целью заключить в тюрьму.
Умму Салама (в последующем стала одной из жён Пророка ﷺ), будучи очевидцем этих событий, рассказывает: 

«Вступив на землю Эфиопии, мы обрели добрых соседей и подлинную безопасность для нашей религии. Мы смогли свободно поклоняться Господу нашему, Всевышнему Аллаhу, не опасаясь вреда со стороны кого бы то ни было. Когда об этом стало известно курайшитам, они задумали недоброе против нас и послали к негусу (правителю) двух своих сильных людей: Амра ибн аль-Аса и Абдуллу ибн Абу Рабиа. Вместе с ними курайшиты направили богатые дары для негуса и его епископов из того, чем славилась земля Хиджаза. При этом посланцам было сказано, чтобы они одарили каждого епископа, прежде чем начнут обсуждать наш вопрос с царём Эфиопии.
По прибытии в Эфиопию посланцы курайшитов встретились с епископами и одарили всех, никого не забыв. При этом каждому епископу было сказано следующее: «На земле царя Эфиопии поселилась группа наших юных глупцов, отвергнувших религию своих отцов и дедов, а также внёсших раскол среди своих соплеменников. Когда мы скажем об этом царю, подскажите ему, чтобы он выдал их нам». – «Да», – ответили епископы.

После этого оба посланца курайшитов пришли к негусу и преподнесли ему богатые дары, которым он очень обрадовался. Затем посланцы сказали ему: 
– О царь Эфиопии, в твоём царстве нашла убежище кучка отщепенцев из нашего народа. Они исповедуют религию, которая неизвестна ни нам, ни вам. Эти люди отвергли нашу религию и не приняли вашу. Нас послали к тебе вожди и руководители их народа, чтобы ты выдворил их обратно. Нашим мудрецам хорошо известно, какую смуту они творят.

Негус посмотрел на своих епископов, те сказали:
– Истинно так, о царь... Их народ лучше знает их, а также то, что они сотворили. Выдай им этих людей, и пусть они сами с ними разбираются.

Царь сильно разгневался, услышав такие речи своих епископов, и произнёс:
– Но нет, клянусь Господом, я никому не выдам этих людей, пока не призову их к себе и не расспрошу их о том, что им приписывают. Если они такие, как говорят эти люди, то я отдам им их. Если же дело обстоит иначе, то я защищу их и буду жить с ними в мире, пока им нужна будет моя защита».

Умму Салама продолжала: «Затем негус послал за нами, чтобы мы прибыли для встречи с ним. Прежде чем отправиться к негусу, мы решили посовещаться. Некоторые сказали: “Царь начнёт расспрашивать вас о вашей религии, поэтому говорите откровенно о том, во что веруете. Пусть от имени вас всех говорит Джафар ибн Абу Талиб, а другие молчат”.

Встреча с правителем Эфиопии

После этого мы отправились к негусу, который позвал также своих епископов. В своих зелёных рясах и клобуках (высокий головной убор) они расселись справа и слева от царя, разложив вокруг себя книги. У царя находились также Амр ибн аль-Ас и Абдулла ибн Абу Рабиа.

Когда все приготовились, негус обратился к нам:
– Что же это за религия, которую вы себе придумали и из-за этого отказались от религии вашего народа? Почему вы не приняли мою религию или любую другую из существующих?

Вперёд выступил Джафар ибн Абу Талиб и сказал: 
– О царь, мы были невежественным народом, поклонялись идолам, ели мертвечину, творили грехи, не поддерживали родственных связей, не уважали соседей, а сильный из нас унижал слабого. В таком состоянии мы и пребывали до того, как Аллаh ﷻ ниспослал нам Своего Посланника ﷺ из нашей среды, честность, правдивость и целомудрие которого нам хорошо известны... Он призвал нас к поклонению Аллаhу ﷻ – Единому Господу, а также к отказу от поклонения камням и идолам, которым ранее поклонялись мы и наши отцы...»

(Продолжение следует.)

Адиль Ибрагимов