19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.12.2021 (по Шафии)

1.Можно ли пить в целях лечения верблюжью мочу и является ли это сунной?

Учёный шафиитского мазхаба имам аш-Ширвани в своих комментариях к книге «Тухфат аль-Мухтадж» пишет: «Что касается веления Пророка r племени Ураннийин пить верблюжью мочу, тут подразумевалось использование её как средства лечения, а лечение нечистотой разрешено, но только при отсутствии чистого заменителя».

«Что касается слов Посланника Господа ﷺ: «Аллаh I не вложил исцеления в то, что запретил моей умме», здесь имеется в виду вино в чистом виде, и, следовательно, его нельзя использовать для лечения, в отличие от других нечистот, использовать которые можно, если нет другого лекарства, не содержащего в себе нечистоты» («Хашия аш-Ширвани»).

Заключение:
Верблюжья моча является нечистотой, а значит, использовать её и другие нечистоты в целях лечения, принимая внутрь, разрешено только в том случае, если нет другого лекарства, не содержащего в себе нечистоты.
Лечение верблюжьей мочой не является сунной как таковой, а является дозволенным средством лечения при отсутствии чистого заменителя.

2.Дозволено ли читать пятничную и другие проповеди (хутбы) не на арабском языке?

Одной из обязательных составных частей пятничной молитвы является чтение двух проповедей (хутбы), без которых пятничная молитва не считается действительной, так как Посланник Аллаhа ﷺ в благородном хадисе сказал: «Не совершайте пятничную молитву, не прочитав две хутбы» (аль-Бухари). 

Собственно, сама хутба тоже содержит пять обязательных составных частей (арканов) и девять условий (шурут). Одним из условий хутбы является чтение её на арабском языке.

Перевод читающим хутбу с арабского на русский и другие языки некоторых выдержек не нарушает проповедь (хутбу), даже если он владеет арабским языком. Мухаммад-Тахир аль-Карахи в своём труде «Шарх аль-Мафруд» пишет: «Наш покойный учитель аль-Хаджи Дибир аль-Гонохи говорил, что проповедник города Медины во время пятничной проповеди переводил некоторые эпизоды из своей хутбы на мединский разговорный язык.Следовательно, имамам в тех местностях, большая часть населения которых не владеет арабским языком, рекомендуется переводить отрывки из хутбы на понятный им язык ввиду очевидности пользы для слушателей». 
(«Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани, «Хашия аль-Буджайрами аля аль-Манхадж», «Хутаб аль-Исмаилия»)

3.Разрешается ли забирать обратно то, что отдано в качестве милостыни?

Человеку, давшему кому-либо милостыню, будь это деньги или продукты, одежда и т. п. с намерением на милостыню, запрещено забирать их обратно, даже если принявший подумал, что эти деньги и т. п. ему дали в качестве долга. Ибо в данном случае рассматривается намерение дающего, а не принимающего. А если они договорились, что дарёная вещь – милостыня, то требовать её обратно нельзя однозначно.

В благородном хадисе говорится: «Требующий вернуть то, что он дал в качестве милостыни, подобен собаке, которая лакает то, что она рыгнула».
Если же милостыня не была доведена уполномоченным до адресата, то благотворитель вправе передумать и отказаться, хотя это для него нежелательно. 

Однако случай, когда отец даёт милостыню своему сыну, дочери и т.д., является исключением. Так, если пожертвование не перешло от наследника к другому владельцу или не было растрачено, родитель вправе забрать его обратно. 
(«Фатх аль-Бари», «Равзат ат-Талибин», «Аль-Мажму’», «Фатх аль-Муин»)

4.Имеет ли продавец право продать заложенный покупателем предмет в случае, если они оба заключили договор о купле-продаже в долг с залогом имущества покупателя, но тот умер до наступления срока оплаты?

Нет, в данном случае продавец не имеет права самостоятельно продавать залоговое имущество, так как оно после смерти хозяина переходит во владение наследников, и те имеют право погасить долг за счёт других средств. Если у них не окажется такой возможности, тогда от них требуют продать залоговое имущество. Если они отказываются, то имущество продаёт кадий (имам данного населения). 
(«Тухфат аль-Мухтадж»)

5.Дозволено ли мусульманину омывать, окутывать в саван и хоронить тело усопшего неверующего? И можно ли мусульманину посещать могилу близкого человека, умершего в неверии?

Когда умирает неверующий, предпочтение его омывать отдаётся неверующим близким; если же у него нет неверующих близких или они есть, но отказываются омывать его, тогда мусульманин может омыть, окутать и похоронить тело усопшего неверующего, будь он близким для него человеком или нет. Однако совершать джаназа-намаз (заупокойную молитву) за него запрещено.

Мусульманину также дозволено посещать могилу близкого неверующего, но в этом есть нежелательность. 
(«Аль-Маджму’ шарх аль-Мухаззаб», Нихая аль-Мухтадж», «Канз ар-Рагибин»)

6.Можно ли сокращать в сафаре (поездке) ранее пропущенные обязательные намазы?

Согласно более достоверному мнению, сокращать в сафаре пропущенные обязательные намазы, сколько бы много их ни было, можно, если только они были пропущены в том сафаре или в других предыдущих, в которых дозволялось сокращать. Однако пропущенные вне сафара намазы сокращённо возмещать нельзя. 
(«Тухфат аль-Мухтадж»)