25 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Этика поведения раба Божьего

Самые тяжёлые болезни – недуги нашей души. Высокомерие, зависть, двуличие, чёрствость сердца, грубость и хамство.

Душевные болезни делают жизнь человека, поражённого ими, невыносимой, а общение с таковым – в пытку для окружающих. 

Никто не хочет иметь двуличного друга, чёрствого брата, хамоватого соседа или завистливого коллегу. Но реальность такова, что воздействию подобных душевных недугов в той или иной степени подвержен каждый из нас. 

Гордость мешает нам попросить прощения у того, кому мы нанесли обиду, трусость и равнодушие – защитить слабого и помочь нуждающемуся, привязанность к материальному заставляет унижаться и лебезить перед богатым, стремление к лёгкой жизни и неприятие трудностей приводит к попыткам забыть свои проблемы в алкогольном и наркотическом угаре. Больная душа – источник постоянных бед для человека. 
Как же избавиться от недугов души? Как перестать быть рабом страстей? 

Если врачи занимаются излечением болезней тела, то для душевных недугов тоже есть свои лекари – духовные наставники. Они сами прошли этот путь с самых первых ступеней и, обладая знаниями и опытом, умеют правильно распознать болезнь и назначить соответствующее ей лечение. 

Путь, которому они следуют, в разные исторические эпохи и в разных регионах мира назывался по-разному: суфизм, тарикат, тасаввуф. Но все эти наименования подразумевают только одну дорогу – наикратчайший путь к исцелению души от её пороков и недостатков на основе Корана и Сунны Пророка Мухаммада ﷺ. 

«Тасаввуф – это наука, изучающая этапы очищения души, облагораживание её нравов и совершенствование поступков и внутренней сути человека», – говорил богослов Закария аль-Ансари. 

«Во все времена суфии не преследовали никакой иной цели, кроме как возврат мусульман к увлечённости Всевышним Аллаhом и счастью близости с Ним, получению душевного наслаждения в обращении к Нему».  

Для того чтобы пройти эту тарику (путь), необходимо следовать определённой этике – этике поведения раба Всевышнего. О том, что в себя включает этот кодекс раба Аллаhа ﷻ, написал духовный лидер мусульман, шейх Ахмад-афанди. 

Сегодня мы начинаем постоянную рубрику, в которой с Божьей помощью постараемся подробно расписать каждую из этических норм рабства перед Всевышним, описанных Муфтием Дагестана, шейхом Ахмадом-афанди. В этом нам поможет богослов Сиражудин Ахмедов. 

– Сиражудин-хаджи, каким образом осознание и признание своего рабства перед Господом помогает избежать попадания в рабство к Его созданиям, собственным страстям, выдуманным божествам?
– Когда верующий осознаёт и признаёт своё рабство перед Господом, то он отдаляется от запретов Всевышнего и старается поклоняться Ему должным образом – так, как Господь повелел ему. Также, когда он чувствует своё рабство перед Всевышним, он знает, что Господь защитит его всегда и от всего. И у него бывает упование на Всевышнего во всём. 
В том случае, когда раб не осознаёт и не признаёт своего рабства, не следует повелениям Всевышнего, совершает плохие поступки и не совершает благих поступков, Всевышний оставляет его на самого себя. 

Когда человек находится в таком положении, непременно бывает вынужден с унижением обратиться за помощью к созданиям, т.е. он становится рабом созданий Всевышнего. Когда человек не следует повелениям Всевышнего, то он, естественно, следует своим страстям и находится в рабстве у своих страстей, т.е делает всё, что захочет его эго. 

Он начинается поклоняться выдуманным божествам. Бывают моменты в жизни человека, когда он попадает в сложные ситуации, и, если у человека нет упования на Господа, для того чтобы выйти из трудного положения, он придумывает себе разных божеств и начинает им поклоняться, думая, что эти божества способны его сохранить от каких-то катаклизмов, явлений, которые нагоняют на него страх. 

– Как проверить себя и понять, действительно ли нашей целью является Господь? 
– Это очень легко проверить. Каждый день мы сталкиваемся с ситуациями, когда перед нами стоит выбор: пойти на поводу у своего эга или последовать за повелением Всевышнего, за сунной Пророка ﷺ. Например, когда дело касается обычаев, которые идут вразрез с нормами религии. Если человек отдаст предпочтение обычаям, боясь упрёков людей, то, естественно, его целью не будет Всевышний. Вот в таких ситуациях проверяется человек и его утверждение, что его целью является Аллах ﷻ. Если он не предпочтёт веление Творца потаканию своим страстям, то, естественно, он не тот человек, чья цель – довольство Господа. 

– Что помогает верующему воспитать в себе осознание рабства перед Всевышним? 
– Верующему в этом поможет постоянное обогащение знаниями, которые прибавляют ему веру, прибавляют богобоязненность. Прослушивание аудио- или видеолекций о запретах и повелениях Господа. А также участие в мероприятиях с учёных-богословов, постоянное чтение религиозных книг. 
Только поддерживая эти знания, человек может воспитать в себе осознание рабства перед Всевышним. А в противном случае, если человек будет занят только мирскими делами и не будет просвещаться в плане религии, это осознание у его вскоре может пропасть. Поэтому очень важно каждому не терять связи с религиозными знаниями. 

(Продолжение следует…)

Сиражудин Ахмедов записал Хамид Ссадулин