26 апреля
2024 года
поделиться

Ответы на вопросы от 15.12.2021 (по Ханафи)

1.Скажите, пожалуйста, имеет ли право работодатель не разрешать рабочим уходить на обязательный пятничный (джума) намаз?

По поводу вашего вопроса есть два мнения. В сборнике фетв «Аль-Фатават-Татархания» написано, что, согласно мнению имама Абу Хафса аль-Кабира, работодатель имеет право не пустить работника на джамаат-намаз и джума-намаз. Другой же учёный, Абу Али ад-Даккак, говорит, что не дозволяется работодателю препятствовать работнику пойти на джума-намаз. 
В книге «Ибн Абидин» этому решению даётся преимущество. При этом работник теряет долю из зарплаты за время его отлучения на намаз, если расстояние до мечети далёкое. Если же мечеть находится рядом, то работник не должен ничего терять из своей зарплаты».
Заключение: Следуя более сильному слову, работодатель не может препятствовать работнику пойти на джума-намаз. 
Здесь же стоит заметить, что нет разногласий среди учёных по поводу пятикратного фарз-намаза – работодатель не имеет права препятствовать в этом.
 

2.Человек совершил коллективный намаз в мечети. Пришёл домой и по забывчивости совершил заново этот же намаз с женой, тоже коллективно. Вспомнил о том, что уже совершал его, после завершения намаза с женой. Считается ли его второй намаз действительным и получился ли намаз у жены?

Если человек совершил обязательный намаз (фарз), то повторное им совершение этого намаза будет считаться действительным, но в качестве дополнительного намаза (нафиль). Исходя из этого, намаз жены не будет действительным, поскольку одно из условий следования за имамом – чтобы намаз имама не был меньше по степени, чем намаз того, кто за ним следует.

А в данном случае получается совершение обязательного намаза (фарз) за тем, кто совершает дополнительный намаз (нафиль). 
(«Хашияту Ибн Абидин»)

3.Разрешается ли делать аборт, если женщина забеременела от прелюбодеяния?

Ответственность за грех прелюбодеяния несут оба: и мужчина, и женщина, но нет вины на ребёнке, которого они зачали вследствие этого греха. Поэтому аборт плода, каким бы путём он ни был зачат, не разрешается.
Если есть необходимость в аборте при наличии уважительной причины для этого, то прервать беременность дозволяется, если возраст плода не превышает 120 дней. После этого срока делать аборт запрещается, ибо это приравнивается к убийству человека. 
(«Радд уль-Мухтар»)

4.К моей жене в гости приходят знакомые с сыновьями 6–7 лет. Разрешено ли ей перед такими детьми ходить с непокрытой головой? И с какого возраста необходимо перед посторонними детьми (мальчиками) прикрывать аврат (части тела, которые женщина должна прикрывать)?

Да, ей разрешено ходить перед ними без платка. Если же посторонний мальчик близок к половому созреванию (12–13 лет), то ей необходимо прикрыть перед ним свой аврат. 

В книге «Бадаиу Санаи фи тартиби Шараии» сказано: «Если ребёнок маленький и не различает то, что является запретным для женщины открывать из тела, а что дозволено, то нет греха в том, что женщина в его присутствии откроет некоторые части тела. 
А что касается того, кто знает и может различать это, а также близок к половому созреванию, ей (женщине) нельзя раскрывать перед ним свой аврат».

5.Нарушается ли молитва из-за кашля или смеха?

Кашель в молитве нарушает её, однако если молящийся решил откашляться по уважительной причине, как, например, невозможность продолжить чтение в намазе, либо из-за болезни, то в таком случае намаз не нарушается. 

Касаемо смеха в намазе, он также нарушает намаз в том случае, если смех был громким настолько, что его услышал рядом стоящий. В этом случае нарушается как сам намаз, так и омовение молящегося. Если же смех был тихим настолько, что никто не услышал, то нарушается только молитва, но не омовение. Улыбка же ничего не нарушает. 
(«Марак иль-Фалях»)

6.Можно ли вешать на стены в мечети аяты Корана? 

Обычно надписи сур и аятов Корана вешают на стены для получения их благодати (бараката) и украшения мечети. В наше время это привлекает многих людей посетить мечеть и узнать что-то об Исламе. 

В книге «Ад-Дурру аль-Мухтар» сказано: «Не запрещается украшать и делать гравировку на стенах внутри мечети, за исключением михраба (ниша для имама) и передней стены мечети. Украшать переднюю стену и михраб нежелательно, так как это будет отвлекать молящихся в намазе». 

Также в ней написано: «Не следует делать надписи на стенах внутри мечети из опасения, что они могут со временем упасть и, не заметив, на них могут наступить люди». 

Ибн Абидин в комментариях к этому говорит, что, очевидно, речь идёт о лёгкой нежелательности (карахат танзих). Он также приводит, что одни учёные посчитали нежелательным украшать мечети, поскольку это относится к признакам приближения Судного дня, как сказано об этом в хадисах Пророка ﷺ. 

Другие же считают, что в этом есть почитание домов Аллаhа ﷻ и поэтому это даже желательно. Учёный Камалуддин ибн Хумам пишет: «Решение таково, что это не запрещено, однако нежелательно утруждаться и проявлять тщетность в тонкостях украшения и гравировки, особенно в стене, находящейся со стороны киблы (Каабы)». 

Заключение: 
Можно повесить или написать аяты Корана на стены при следующих рекомендациях:
а) они не должны находиться в стороне киблы, чтобы не отвлекать молящихся;
б) они должны крепко держаться на стене. 
(«Радд уль-Мухтар») 

7.Если я должен одному человеку, и он разрешает отдать эту сумму от его имени другому, которому он задолжал, снимается ли с меня долг таким образом?

Если кредитор даёт такое разрешение, то при выплате вами долга тому, кому он сказал, с вас снимается долг перед этим человеком. 

Мухаммад-фарук Азимов. тел.: +7 967 939 65 62