26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Человек труда

Влюблённый в Арктику

Интервью с Героем Труда РФ Геннадием Ивановичем Антохиным

Более 45 лет Геннадий Антохин отдал работе в Дальневосточном морском пароходстве, из них около 30 лет командовал ледоколом. За всё время службы он провёл сотни караванов с грузами в Восточном секторе Арктики, в Охотском и Беринговом морях и в проливах – Татарском и Лаперуза. На его счету десятки морских спасательных операций.

Геннадий Иванович имеет заслуженные награды «За морские заслуги», «За заслуги перед Отечеством» IV степени, звания «Почётный житель Приморского края», «Почётный работник морского флота», «Почётный работник транспорта России», «Отличник гидрометслужбы СССР», нагрудный знак «Почётный полярник», а совсем недавно Владимир Путин присвоил ему звание Героя Труда Российской Федерации. Сейчас Геннадий Антохин находится на заслуженном отдыхе. 

Героями не рождаются, ими становятся 

Есть профессия, в которой необходимо закрыть глаза на все свои страхи, не терять бдительности, быть готовым к самым неожиданным ситуациям. Спасатель – одна из самых сложных и героических работ. Эти люди не обладают сверхспособностями, они отличаются мужественностью, храбростью и любовью к людям. Ведь именно ради спасения чужой жизни они готовы отдать свою. Как сказал один мудрец, «любовь к людям и служение им – признак благородного нрава». 

Март 1985 года… Во время своей очередной арктической экспедиции научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов» было зажато тяжёлыми льдами. 77 участников были эвакуированы вертолётами МИ-8 на теплоход «Павел Корчагин». На терпящем бедствие «Михаиле Сомове» остались 53 члена экипажа во главе с капитаном. 133 дня находились в ледовом дрейфе члены экипажа с капитаном Валентином Филипповичем Родченко. Была надежда лишь на чудо…

После того как стало ясно, что судно не сможет освободиться самостоятельно, властью было принято решение отправить на выручку ледокол

«Владивосток» во главе с молодым капитаном Геннадием Ивановичем Антохиным. Доставить топливо и продовольствие на «Михаил Сомов» было жизненно необходимо. 

«Я только прилетел во Владивосток, сидел у тёщи обедал. Раздался телефонный звонок: «Антохин, собирайся, в Арктику пойдёшь. Больше некому – все заняты в рейсах», – рассказывал в интервью Геннадий Иванович. 

Руководителем спасательной операции был назначен Артур Николаевич Чилингаров. Артур Николаевич – советский и российский учёный-океанолог, депутат Государственной Думы РФ, первый вице-президент Русского географического общества, Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации. 

Спасателям всё же удалость подобраться к «Михаилу Сомову» и отколоть его ото льда. В интервью Геннадий Антохин с уважением рассказывал о мужестве своих коллег: пилоты вертолёта не в лучших погодных условиях летали на разведку, а водолазы, несмотря на все риски, подо льдом смогли отремонтировать сломанный винт: «Не ради наград работают ледокольщики. Нам удалось главное: спасти людей».

– Вы чувствовали страх во время этой спасательной операции? 
– Один раз я испытал это чувство. Во время шторма чуть не смыло начальника экспедиции Артура Чилингарова. Сама наша работа всегда связана с нелёгкими ситуациями. Иногда бывает, кажется: ну всё, тупик. Попросишь Бога, и как-то всё выправляется. В 2011 году в Сахалинском заливе я участвовал в операции по спасению рыбацких судов и плавбазы «Содружество», чей экипаж насчитывал 450 человек. До сих пор не могу понять, как мы оттуда вышли!

– В чём заключается работа ледокола?
– Работа ледоколов заключается в проводке судов во льдах, а если случилась беда и суда попали в ледовый плен, то и в оказании им помощи или спасении. Работа в Арктике учит искать оптимальный путь. Есть такая поговорка у ледокольщиков, что самый короткий путь во льдах – по чистой воде, даже если он в пять раз длиннее. Работа на ледоколах требует внимательности, собранности, умения принимать решения буквально за секунды, готовности к экстренным и нестандартным ситуациям. Большую роль играет призвание, способности, которые выявляются во время работы. 

– Расскажите о взаимоотношениях внутри команды.
– У нас в экипаже были русские, украинцы, азербайджанцы, татары и представители других национальностей. Никогда не возникало каких-либо столкновений. Что делить? Бог один. Принципы у всех одни и те же. Что в Советском Союзе, что в России никогда не было у нас розни ни на национальной, ни на религиозной почве. Всегда была взаимовыручка.

– Как проводили время с семьёй?
– Когда не находился в море, старался по максимуму уделять время семье. В отпуск ездили навещать родителей, на отдых. Спасибо жене, конечно, за поддержку. Муж-моряк – тяжёлая ноша. 

Айшат Расулова