26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Шейх Умар Зияуддин ад-Дагестани (1849–1921)

(Продолжение. Начало в прошлом номере)

Учёный-богослов, муфтий, мухаддис

Умар ад-Дагестани был одним из самых любимых учеников шейха аль-Кумушханави из-за серьёзного отношения к учёбе, трудолюбия и искренности. Поэтому шейх вскоре дал ему прозвище ияуддин (Свет религии), сказав: «Сын мой, я даю тебе имя Зияуддин, живи долго со своим именем». С тех пор он стал известен как Умар Зияуддин. Когда он переезжал с одного места на другое, имя, данное ему известным шейхом, внушало доверие к нему со стороны людей.

Рассказывают, что однажды наставник назвал его «хафиз Умар», и той же ночью Умар начал заучивать Коран и примерно за 6 месяцев смог выучить его наизусть. Он отличался прекрасной памятью и выучил Коран довольно быстро. Это прибавило ему почёта.
От своего шейха аль-Кумушханави шейх Умар Дияуддин получил инвеституру по экзотерическим и эзотерическим наукам, в частности по толкованию Корана (тафсир), хадисоведению, исламской юриспруденции. Будучи известным наставником суфийского пути накшубандия, оставившим после себя около 116 духовных преемников, впоследствии шейх дал Умару возможность продолжить и суфийскую традицию.
Примечательно, что известный учёный и имам аль-Кавсари в одном из своих трудов называет шейха Умара Зияуддина мухаддисом, то есть знатоком хадисов Посланника Господа ﷺ.

По завершении образования, получив соответствующее свидетельство, в декабре 1879 года Умар-хаджи был назначен в город Эдирну в качестве муфтия девятнадцатого полка Второй армии. Он оставался на этой службе около 15 лет.

Далее около 10 лет он служил в Малкаре в качестве заместителя судьи. В марте 1906 года Умар-хаджи был назначен заместителем судьи Текирдага. Проработав в этой должности два года, в августе 1908 года он ушёл со своего поста, вернулся в Стамбул и поселился там.
Когда в Османском халифате свершилась Младотурецкая буржуазная революция и была принята вторая Конституция страны, в декабре 1908 года Умар-хаджи написал книгу на арабском языке «40 хадисов о правах султана», в которой восхвалял Халифат, защищал права и систему правления султана и подверг критике судебные и правовые реформы нового младотурецкого правительства. Он представил свою работу султану Абдулхамиду II, и в ответ султан подарил ему 60 золотых монет.

Хорошо понимая проблемы общества, Умар-хаджи пытался стать членом парламента. Но ему было отказано. Султан Абдулхамид уже не имел былого могущества.

Ссылка в Медину

В наказание за позицию, занятую Умаром-хаджи по отношению к новому правительству страны, в 1909 году он был приговорён к пожизненному тюремному заключению. Через некоторое время по прошению самого шейха Умара приговор был изменён на пожизненную ссылку в Медину. В Медине он познакомился с египетским хедивом Аббасом Хильми-пашой (1892–1914 гг.), который взял его под своё покровительство. 
Сын шейха Юсуф Зия Бинатли поведал интересную историю о первой встрече отца с египетским пашой: «Я слышал эту историю от моей матери, которая услышала её от моего отца и хедива. Хедив  Египта Аббас Хильми-паша увидел во сне Пророка Мухаммада ﷺ, который сказал ему: “Возьми этого человека под свою опеку”… Пророк ﷺ добавил, что имя этого человека – хафиз Умар. Паша видел этот сон три ночи подряд, затем он взял свою свиту и отправился в Медину. Сначала он решил вместе со своей свитой посетить святыню Пророка Мухаммада ﷺ. Пока он шёл, преисполненный славы и великолепия, некий человек в чалме и длинном одеянии встал перед ними и остановил их, сказав: “Место, куда вы собираетесь, – это могила Пророка ﷺ Иди туда со смирением, осторожно ступай по полу. Никогда не иди туда, преисполненный славы. К чему вся эта роскошь и блеск?!” Аббас Хильми-паша подошёл и обнял его, затем сказал ему: “Ты тот самый посланец Пророка ﷺ. Подойди, позволь мне обнять тебя, о хафиз Умар!” Мой отец удивился и посмотрел на него. Он понял, что это был важный человек. Хедив заплакал и рассказал о случившемся. Они отправились в Египет, и мой отец поселился в Александрии».

Проведя в Медине семь месяцев, занимаясь преподаванием, в апреле 1910 года, согласно архивным документам, он отправился в Египет, где жил во дворце Аббаса Хильми-паши. В «Энциклопедии Ислама» сын шейха отмечает, что он принял на себя пост имама и наставничество во дворце хедива. По религиозным вопросам хедив советовался с ним, шейх также выносил фетвы (богословско-правовые решения) для хедива по различным вопросам. Тесные отношения хедива и шейха продолжались в последующие годы.

Юсуф Зия Бинатли рассказывает, что во время Первой мировой войны англичане пытались нанять египтян для войны против османов. Тогда шейх Умар выступил против такой политики, сказав: «Мусульмане – братья. Мусульманин не направляет оружие на другого мусульманина». Хотя пресса тогда в Египте была под контролем англичан и действовала цензура, он опубликовал несколько раздаточных материалов и брошюр с призывом не сражаться в армии англичан, он защищал единство и территориальную целостность Халифата, существование которого стремился поддержать. Он печатался в газетах с большим тиражом, выносил фетвы и предоставил доказательства из исламских источников относительно своего призыва к египтянам. Англичане, которые знали о влиянии Умара Дагестани на египтян, арестовали его, посадили в тюрьму в Гизе и приговорили к смерти.
После начала Первой мировой войны англичане в декабре 1914 года сняли хедива Аббаса Хильми-пашу с должности и держали его за пределами Египта, в Швейцарии. Тогда Умар Дагестани остался без покровительства хедива. Когда хедив услышал о затруднительном положении хафиза Умара и о том, что англичане заключили его в тюрьму, он немедленно вмешался и использовал своё влияние на англичан. Юсуф Бинатли повествует: «Когда хедив узнал о произошедшем, он отправил сообщение английскому королю Георгу V такого характера: “Он (шейх Умар Зияуддин) – человек, доверенный (аманат) мне Пророком ﷺ. Вы не можете тронуть его”. И попросил помиловать его. По указу короля мой отец был освобождён из тюрьмы, и он вернулся во дворец, где мы и жили». Однако англичане и по освобождении из тюрьмы продолжали следить за ним даже после Первой мировой войны.

После всеобщей амнистии шейх Умар-хаджи вернулся в Стамбул в 1919 году в возрасте 70 лет. Это было тогда, когда приблизилось время смерти накшубандийского шейха Исмаила Неджати, который также был преемником шейха Ахмада аль-Кумушханави. После его кончины Умар Дагестани стал главой в текке – обители Кумушханави, которая находилась рядом с мечетью Фатьмы Султан. В 1919 году он стал преподавателем в медресе Сулеймания в Стамбуле. Он оставался на этой должности в течение двух лет до самой смерти, занимаясь наставничеством и преподаванием

религиозных наук.
В это время османское государство балансировало на грани существования. Султан Османской империи Мехмед VI (Вахидуддин) предложил Умару Дагестани занять высший духовный чин в Халифате – должность шейх уль-Ислама, то есть по сути стать вторым по влиянию человеком в государстве. Но Умар отказался от этого предложения, сказав, что не видит смысла в этой должности в стране, находящейся под оккупацией.

Кончина

Досточтимый шейх Умар Дияуддин ад-Дагестани скончался в ноябре 1921 года и был похоронен на кладбище при мечети Сулеймания в секции, предназначенной для шейха Ахмада Дияуддина аль-Кумушханави и его преемников.

Мухаммад Гаджиев , руководитель отдела науки Муфтията РД, магистрант РАНХиГС