16 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Переселение Пророка ﷺ из Мекки в Медину

(Продолжение. Начало в предыдущих номерах.)

Они прятались в пещере в течение трёх дней, а по ночам с ними оставался также Абдуллах, сын Абу Бакра رضي الله عنه. 

Сообщается от Аиши رضي الله عنه: «Он (её брат Абдуллах) был сообразительным юношей. Он покидал их ещё до рассвета и утром был уже среди курайшитов, будто провёл ночь в городе, и если ему удавалось услышать что нибудь о замыслах курайшитов, он запоминал это, чтобы обо всём сообщить Пророку ﷺ. Что же касается Амира ибн Фухайры (освобождённого раба Абу Бакра رضي الله عنه), то он пас неподалёку от них дойных овец, пригоняя их на отдых к этой пещере, благодаря чему у них всегда было свежее и тёплое молоко. Через некоторое время после наступления темноты он угонял овец в город, убирая следы, которые мог оставить Абдуллах ибн Абу Бакр.

Когда наутро после неудавшегося заговора курайшиты убедились, что Посланник Аллаhа ﷺ благополучно ушёл от них, они пришли в дикую ярость. Прежде всего они избили Али رضي الله عنه, притащили его к Каабе и целый час продержали там, стараясь выпытать у него сведения о беглецах. Однако, ничего не добившись от него, они явились к дому Абу Бакра رضي الله عنه и стали стучать в двери. К ним вышла Асма бинт Абу Бакр, и они спросили её: «Где твой отец?» Она ответила: «Клянусь Аллаhом ﷻ, я не знаю, где мой отец!» В это время Абу Джахль дал ей такую сильную пощечину, что с её уха слетела серьга.

Поиски беглецов

На экстренной встрече, которая немедленно была созвана курайшитами, они решили использовать все доступные средства для поимки беглецов и плотно перекрыли все ведущие из Мекки дороги вооружёнными дозорами. Кроме того, они решили выплатить огромное вознаграждение размером в сто верблюдов каждому, кто доставит им любого из них живым или мёртвым. 

Услышав это, по всем окрестным горам, долинам, низинам и возвышенностям отправились конные, пешие следопыты, однако никакого результата это не принесло. Преследователи добрались и до входа в пещеру, где укрывался Пророк ﷺ, однако Всевышнему было угодно сделать так, чтобы преследователи ушли оттуда ни с чем. 

Со слов Анаса رضي الله عنه сообщается, что Абу Бакр رضي الله عنه рассказывал: «Находясь в пещере вместе с Пророком ﷺ, я поднял голову и увидел ноги этих людей и сказал: “О Пророк Аллаhа ﷺ, если кто-нибудь из них посмотрит себе под ноги, то увидит нас!» В ответ он успокоил меня: «О Абу Бакр, не тревожься, ведь мы – двое, третьим для которых является сам Аллаh ﷻ» (аль-Бухари).

Абу Бакр رضي الله عنه боялся не за себя. Увидев тех, кто разыскивал их, сильно переживая за Посланника Господа ﷺ он произнёс: «Если убьют меня, то я – всего лишь один человек, а если убьют тебя, то погибнет целая община!» И тогда Пророк ﷺ сказал ему (смысл комментария к 40-му аяту суры «Ат-Тавба»): «…Не печалься, ведь Аллаh ﷻ – с нами!»

И тут случилось чудо, которым Господь почтил Своего Посланника ﷺ, так как преследователи повернули назад в тот момент, когда их отделяло от беглецов всего несколько шагов. 

Отправка в Медину

На пути в Медину, когда поиски стали менее интенсивными, дозоры были сняты, а возбуждение курайшитов, вызванное безуспешным трёхдневным преследованием, улеглось, Пророк ﷺ и его спутник стали готовиться к отъезду. Они наняли Абдуллаха бин Урайкита аль-Ляйси, который был опытным проводником и хорошо знал дорогу. Ночью первого числа месяца Раби уль-Авваль первого года хиджры (мусульманского летоисчисления) Абдуллах бин Урайкит привёл к ним двух верблюдиц, и Абу Бакр رضي الله عنه подвёл к Пророку ﷺ лучшую из них. Потом к ним пришла Асма бинт Абу Бакр, которая принесла им припасы на дорогу. Когда они уже двинулись с места, она подошла, чтобы привязать припасы, но оказалось, что сделать это ей нечем. И она разорвала надвое свой пояс, привязав всё одной частью и подпоясавшись другой, за что получила прозвище Зат ан-Нитакайн («Обладательница двух поясов»).

Когда они покинули пещеру, проводник сначала быстро повёл их на юг по направлению к Йемену, а потом на запад – в сторону побережья. Когда же они достигли той дороги, которой люди обычно не пользовались, он повернул на север, и они поехали по пути, пролегавшему близ берега Красного моря и редко использовавшемуся людьми. 

Абу Бакр ас-Сиддик رضي الله عنه рассказывал: «Мы ехали всю ночь и часть утра до тех пор, пока не настал полдень. Дорога была пуста, и на ней никого не было видно. Тут перед нами появилась высокая скала, отбрасывавшая тень, где можно было укрыться от солнца. Мы спешились возле неё, а я своими руками разровнял для Пророка ﷺ место, где он мог бы поспать, постелил для него шкуру и сказал: “Поспи, о Посланник Аллаhа ﷺ, а я посмотрю, что делается вокруг”. 

И он заснул, а я отправился на поиски и вдруг увидел юного пастуха, гнавшего к скале своих овец и желавшего укрыться в её тени, как сделали это мы. Я спросил его: “Чей ты, о мальчик?” Он ответил: “Я раб одного человека из Медины (или: Мекки)”. Я спросил: “Дают ли твои овцы молоко?” Он сказал: “Да”. Я сказал: “Не подоишь ли ты их?” Он сказал: “Хорошо”, – и взялся за овцу. Я попросил его очистить вымя от земли, волос и грязи. И он надоил молока в чашу, а у меня был сосуд Пророка ﷺ, которым он пользовался для питья и омовения. Затем я вернулся к Посланнику Господа ﷺ, но будить его не захотел, а ждал, пока он не проснулся сам, и тогда я добавил воду в молоко, чтобы оно охлаждалось снизу, и сказал: “Пей, о Посланник Аллаhа ﷺ”, – и он напился вволю, а потом спросил: “Не пора ли нам ехать?” Я сказал: “Да”, – и мы двинулись в путь» (аль-Бухари).

Преследование Суракой бин Маликом

Когда они находились в пути, их стал преследовать Сурака бин Малик. Сурака рассказывал: «К нам явились посланцы от курайшитов, заявив, что они выплатят за поимку или убийство Пророка ﷺ  и Абу Бакра رضي الله عنه награду, равную вире (плате) за кровь любого из них (родственникам убитого полагалось отдать сто верблюдов). А когда я находился на одном из собраний, один из них пришёл туда, встал среди нас и сказал: “О Сурака, я только что видел на берегу каких то людей, и я думаю, что это Мухаммад ﷺ со своими товарищами”. Я понял, что это они и есть, однако сказал ему: “Это не они, а видел ты такого-то и такого-то, которые уехали на наших глазах”. Я ещё некоторое время оставался в собрании, а потом встал и пошёл (домой), где велел своей рабыне привести мою лошадь, находившуюся за холмом, и держать её для меня (наготове). Взяв копьё, я вышел через заднюю дверь, волоча металлический наконечник копья по земле и держа само копьё как можно ниже, потом подошёл к своей лошади, сел на неё и пустил её галопом. 

Когда я приблизился к ним, моя лошадь споткнулась, и я упал с неё. Я снова сел на лошадь и пустил её галопом. Через некоторое время, когда я уже был так близко, что слышал чтение Корана Пророком ﷺ, который не смотрел по сторонам, тогда как Абу Бакр رضي الله عنه постоянно оглядывался, ноги моей лошади до колен провалились в землю, и я снова упал с неё. Я прикрикнул на неё, и она встала, еле вытащив свои ноги из земли и подняв ими в небо столб пыли. Обратившись к ним, я сказал, что ничего дурного им не сделаю, и они остановились, я же сел на свою лошадь и подъехал к ним.

Вдруг я почувствовал, что какая-то сила не даёт мне причинить им никакого вреда, и тогда мне пришло в голову, что дело Пророка ﷺ обязательно победит. Я сказал ему: “Твои соплеменники назначили за тебя огромную награду”, – после чего рассказал им о том, что замышляют против них курайшиты. А потом я предложил им свои припасы на дорогу и некоторые вещи, но они ничего не взяли и ни о чём не стали просить меня, если не считать того, что Посланник Аллаhа ﷺсказал: “Никому не говори о нас”». 

(Продолжение следует)

Адиль Ибрагимов