27 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Психология

Хорошо забытое старое

В наши дни часто слышно: «я в моменте», «жить настоящим», «чувствовать момент».

Об этом и пишут, и поют, но никто не объясняет, что это значит, как это сделать и для чего это нужно. Как так получилось, что «я не в моменте в этот момент?» Мы находимся на работе или сидим у себя в комнате, рядом с нами есть люди, они видят нас, а мы видим их, но почему-то нам могут сказать: «ты как будто не здесь, не со мной»; смешно и грустно.

Начнём с истории из жизни основательницы школы патопсихологии Советского Союза Блюмы Зейгарник. Как-то раз, в самом начале XX века, молодая студентка отправилась в кафе. Столиков было много, и почти все были заняты. Девушка обратила внимание, что на всё заведение всего один официант, который, не используя блокнота, запоминает заказ и подносит его точно к месту нахождения клиента без единой ошибки.

Удивлённая способностью официанта, которая встречается довольно редко, девушка спросила: что заказывали посетители, которые сидели у окна и только что ушли? Официант задумался и смущённо ответил, что совершенно не помнит, поскольку, как только заказ закрывается оплатой, он тут же испаряется из его памяти.

Это привело молодую студентку к размышлениям и выводу, что незавершённые дела мы запоминаем лучше, чем завершённые.
На основании этой мысли был проведён эксперимент. Сделано было следующее: девушка раздала подопечным задания и некоторых из них нарочно прерывала, ссылаясь на то, что время вышло и пора сдавать результат. Спустя какой-то период она провела опрос среди участников эксперимента: какие задачи они лучше запомнили? И выяснилось, что задачи, которые были прерваны, запоминаются почти в два раза лучше, чем завершённые. Из этого следует эффект, который теперь называется «эффектом Зейгарник»: если задача не завершена, то наша когнитивная (умственная) система постоянно вбрасывает эту незавершённую задачу в оперативную память, создавая определённое когнитивное напряжение, требуя завершения задачи.

В современной повседневной жизни с большим потоком информации многие дела не завершаются, так как у нас появляется новая информация и мы отвлекаемся на новые задачи, которые нужно разместить в нашей оперативной памяти, что и создаёт определённое психологическое напряжение, которое мы подавляем (подавление – это защитный механизм нашей психики). Тем не менее, от подавления незавершённой задачи напряжение не проходит, а только усиливается, уплотняется, становясь огромной глыбой, влияющей на всю психику.

Человек перестаёт сосредоточенно мыслить, ему трудно определить цели, мысли куда-то рассеиваются, трудно принимать решения, появляются тревожные мысли, нервозность, бессонница, астенизация психики. Если нерешённые проблемы достаточно сложные, сверхзначимые для индивида, если задача не решается, а ситуация, в которой она возникает, повторяется и подавление напряжения длится достаточно долго, то это приводит к пониженному настроению, неврозам, отсутствию энергии, апатии, депрессии. В этом и заключена опасность подавления мысли о незавершённой проблеме. 
Если наша психика не получает целостного образа, «завершённой картинки», то из-за этого испытывает дискомфорт. По-научному восприятие человеком целостного образа – это гештальт. Закрыть гештальт – это завершить начатое, довести до конца, успокоиться и больше не возвращаться в эту ситуацию.

Ну что, закроем тему? 

Для меня написание этой статьи и отправка к редактору тоже – закрыть гештальт.
А теперь о практическом методе помощи.

Возьмите бумагу и ручку, напишите все незавершённые дела, которые приходят на ум из вашей жизни.
Например, позвонить интернет-провайдеру и выбрать оптимальный тариф, сдать анализы, поздравить знакомых с рождением ребёнка, признаться в любви близким, отправить резюме на новое место работы, пройти обучение по своему хобби или специальности, встретиться с давним другом, оформить газон во дворе, извиниться за своё некорректное поведение.

А также многое-многое другое, что крутится в мыслях, периодически выходит на передний план сознания и отвлекает внимание. Значимость дел может быть совершенно разная, пишите всё подряд без размышлений.

Написали?

Теперь вычеркните ручкой то, что потеряло свою актуальность (например, хотели сменить пуговицы на пальто, но уже избавились от него, а мысль о пуговицах всё ещё напоминает о себе). Важно записать даже неактуальную мысль, зачеркнуть её на листе и увидеть зачёркнутой. Так нашему мозгу легче поверить в то, что с этой задачей покончено.

По остальным пунктам пора действовать! Вычёркивая их по завершению.

На основании этого простого и эффективного метода создано большое количество упражнений, разработанных в институтах с учётом всех возможных комбинаций случаев. 

Снимая напряжение, мы высвобождаем энергию, получаем радость и облегчение, легче концентрируемся на настоящем моменте. Доказано, что завершение начатого до конца повышает уровень гормона дофамина, который вызывает чувство удовольствия (или удовлетворения), чем влияет на процессы мотивации и обучения. 
 

Хадижат Рамазанова, психолог