25 июня
2022 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 15.10.2021 (по Шафии)

1.Принимается ли свидетельство мусульманина о том, что покойный был в Исламе? И можно ли хоронить мусульманина на кладбище немусульман и наоборот?

Если известный своей честностью мусульманин засвидетельствует, что некий усопший принял при жизни Ислам, то его свидетельство не учитывается в вопросах распределения имущества покойного между наследниками-мусульманами и лишения наследства близких неверующих родственников (то есть мусульмане от него наследство не получают), и в этом вопросе нет разногласия.

Что касается свидетельства известного своей честностью мусульманина о принятии покойным Ислама при жизни, чтобы похоронить его как уверовавшего (то есть омыть тело, завернуть в саван, совершить над ним заупокойный намаз и похоронить, уложив в направлении киблы), то, по более аргументированному мнению, свидетельство принимается.

Нельзя хоронить мусульманина на кладбище неверующих и неверующего на кладбище мусульман. Но если для захоронения неверующего не окажется подходящего места, кроме кладбища мусульман, и транспортировка тела в нужное место невозможна, то захоронить его на мусульманском кладбище дозволено. 

Относительно мусульманина, которого невозможно похоронить на кладбище мусульман, решение такое же.
(«Нихаят аль-Мухтадж», «Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

2.Может ли жена не подчиняться мужу, который дал ей один развод, и несёт ли он в таком случае ответственность за супругу?

Женщина, которой муж дал развод (один или два раза), обязана подчиняться своему мужу до завершения срока идды. Муж обязан обеспечивать её пропитанием, одеждой и всем остальным, кроме средств личной гигиены. В случае ослушания супруги (выход за пределы дома без разрешения мужа) он имеет право лишить её положенного обеспечения. 

Обеспечение продолжается на протяжении всей идды, которая заканчивается с рождением ребёнка или через три менструальных очищения.
(«Равзат ат-Талибин», «Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

3.Можно ли включать дальний свет автомобиля, когда это противопоказано правилами дорожного движения?

Ислам запрещает причинять вред другим. Так, известные в исламском праве принципы гласят, что «вред необходимо исключить», «устранение плохого явления приоритетнее, чем извлечение блага, получение пользы» и «общественное благо приоритетнее, чем индивидуальное (частное) благо».

Исходя из этих принципов, водителю автотранспорта запрещается включать дальний свет в том случае, когда это противопоказано правилами дорожного движения, потому что водитель ослепляет других и тем самым вредит им, а некоторые случаи заканчиваются авариями и смертями.

Пророк ﷺ сказал: «Недопустимо причинять вред себе и другим» (Ахмад).

Примечание:
Верующий обязан нести социальную ответственность за свои действия и отвечать не только за себя, но и за всё общество в целом. Таким образом, каждому верующему необходимо предупреждать действия, которые могут угрожать своей и чужой жизни. Посланник Аллаhа ﷺ сказал: «Каждый из вас – пастырь, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству…» (аль-Бухари).

Кроме того, каждый человек должен помнить о главном жизненном правиле, которое называют «золотым правилом нравственности»: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Пророк ﷺ сказал: «Никто из вас не уверует, пока не будет желать своему брату того же, что желает самому себе» (аль-Бухари, Муслим).

Руководствуясь этим правилом нравственности и помня о том, что каждый несёт ответственность как за свою жизнь, так и за жизни окружающих, мы не должны позволять себе действия, которые могут причинить вред окружающим.
(«Фатх аль-Мубин» шарх аль-Арбаин, «Аль-ашбах ва-нназаир», «Аль-Муваффакат»)

4.Можно ли писать слова благословения Пророка  сокращённо?

Когда мы пишем имя Пророка ﷺ или слова «Пророк», «Посланник» и т. д., желательно писать слова благословения столько раз, сколько бы они ни повторялись. Но является нежелательным писать слова благословения сокращённо, например, «с. а. в. с.» и т. п.

Когда мы пишем или произносим слово «Аллаhﷻ» или Его имена, желательно написать (или произнести) «Субханаhу ва Тааля» и т. п.
Когда мы пишем или произносим имя сподвижника, учёного или праведника, желательно написать «Разия-Ллаху анху» или «Рахимаху-Ллах».
(«Ат-Такриб ва ат-Тайсир»)

5.Обязан ли отец ответить на просьбу дочери, если она попросит его выдать её замуж?

Если дочь просит отца выдать её замуж за человека, не равного ей по социальному статусу, то отец вправе отказать ей, так как счастливый брак включает в себя соблюдение обоими супругами определённых обязательств.

Если же дочь попросит отца выдать её замуж за равного по статусу человека, который посватался к ней, то отец обязан ответить на её просьбу, ибо его отказ будет считаться грехом.

Если он откажет один раз, и факт отказа подтвердится в присутствии имама, то имам местности сам вправе выдать её замуж. Если отец отказывал дочери три и более раз, то её должен выдать замуж тот, кто является опекуном после отца.

В брачном договоре статус человека меняется согласно следующим критериям:

1. Болезни и недостатки мужчины, такие как проказа и т. д., которые дают жене право на развод.

2. Религиозность. Нечестивец или сын нечестивых родителей (будь то отец или мать), который постоянно совершает малые грехи или один раз совершил большой грех, не является по статусу равным целомудренной девушке.

3. Знатное происхождение. Если девушка из более знатного рода, то жених не является ей ровней. Происхождение рассматривается только по отцовской линии.

4. Способ заработка парня и его родителей. Если работа девушки или её родителей по статусу выше, чем у жениха или его родителей, то и в этом случае они не будут ровней друг другу.
Богатство не меняет статус жениха или невесты.

Примечание:
При обоюдном согласии дочери и её отца социальное равенство не является обязательным условием для заключения брака.
 («Тухфат аль-Мухтадж», «Минхадж ат-Талибин», «Фатава аль-Кубра аль-фикхия»)