01 июля
2022 года
поделиться
Категория: Спорт

Тренер как второй отец

Интервью с заслуженным тренером РФ по самбо Дмитрием Богодистом

Независимо от того, чем занимается человек, ему необходим в первую очередь наставник. Не просто человек, дающий знания, а вкладывающий душу в свою работу.

За блестящей стороной медали лежит титанический труд тренера. Раскрыть способности спортсмена, обучить и вырастить чемпиона – всё это можно сравнить с воспитанием ещё одного ребёнка. 

Дмитрий Ильич Богодист, заслуженный тренер РФ по самбо, поделился своими секретами о том, как вырастить чемпиона.

– Дмитрий Ильич, расскажите, пожалуйста, о вашем пути к работе тренера.
– В 1972 году я окончил Днепропетровский институт физкультуры. Потом были Вооружённые силы. На службе дали несколько направлений в спорте, и я выбрал самбо; много боролся, выступал на разных соревнованиях, выполнил норматив кандидата в мастера спорта. Затем перевёлся на Дальний Восток, в город Белогорск, и создал там клуб «Спарта». 12 лет мы тренировались в этом городе, это уже были первые мои шаги в тренерской карьере. У нас были очень хорошие борцы, призёры и первенства СССР по молодёжи, и первенства РСФСР, участвовали и в других турнирах. В 1994 году переехал в Благовещенск, где открыл спортивный клуб «Витязь».

– Почему остановили выбор на карьере тренера?
– Когда что-то делаешь, хочется видеть результат работы, а так как я всю жизнь в спорте, то мне эта профессия ближе, тем более по профессии я тренер. Тренироваться самому – это одно, тренировать других – совсем другое, это возможность выйти на определённый уровень.

– Где и как начинались ваши первые тренировки в качестве тренера?
– Всё начиналось в городе Белогорске – в 1977 году, когда  я открыл спортшколу. Школьники приходили к нам сами, вначале тренировались на ватиновом борцовском ковре, потом появился ковёр поролоновый. Это был мой первый тренерский опыт. После того как ушёл из Западной группы войск на пенсию, в 1994 году, как уже говорил, открыл в Благовещенске клуб «Витязь». Через полтора года ему будет уже 25 лет. За время своей работы я подготовил 26 мастеров спорта, двух мастеров спорта международного класса – это Денис Семиног и Игорь Муштаков, а Самвел Казарян является заслуженным мастером спорта.

– Есть ли какие-то строгие правила для тех юных мальчишек, которые в первый раз пришли к вам в секцию?
– Знаете, борьба – такой вид спорта, где нельзя сильно закрепощать. На тренировках всё должно проходить интересно, в движении. Я сторонник того, чтобы с первого дня существовало взаимопонимание между тренером и спортсменом. Это не урок физкультуры, где равняйся, смирно и шагом марш. Здесь принцип работы немного другой, чем в школе. Спортсмен приходит научиться, а тренер – научить. Когда тренировка проходит интересно, время пролетает вмиг и ребята бывают послушные.

– Сколько тренеру нужно времени, чтобы увидеть в ребёнке перспективу спортсмена?
– Не бывает бесперспективных детей. У каждого своя морфология, развитие, структура, физиология. Но на определённом уровне, годам к 17–18, они все выравниваются и становятся одного уровня. Далее уже можно разделить ребят по их способностям на группы оздоровительные, начальной подготовки, учебно-тренировочные, высшего спортивного мастерства – в зависимости от того, как человек воспринимает обучение. Спортсмен развивается, переходит из одной группы в другую.

– Расскажите, как тренер влияет на формирование личностных качеств у спортсмена?
– Когда ребёнок приходит в зал, перед ним стоит тренер, и в большинстве случаев бывает так, что у них возникают очень хорошие, доверительные отношения настолько, что иногда ребёнок больше доверяет тренеру и прислушивается к нему, чем к своим родителям. И здесь та грань, когда он раскрывается, потому что ребёнок видит свой прогресс после нескольких месяцев занятий в зале, как он физически, психологически растёт, можно сказать мужает, а тренер показывает направление и ведёт его. Ребёнок будет всегда тренироваться, пока будет видеть впереди цель и доверие тренера.

– Инициатива и самодеятельность наказуемы в тренировочном процессе?
– Тренер применяет свой метод на основе своего опыта и знаний. Если спортсмен высказывает свою точку зрения, я предлагаю проверить оба варианта. Спортсмен выполняет технику так, как сам считает правильным, а затем так, как учит тренер. Мы разбираем все недочёты. Ведь спортсмен со стороны не видит своих ошибок. Хорошо, когда у спортсмена есть своё мнение. Это значит, что он думает и работает, стремится к своей цели. 

– Расскажите о роли тренера в жизни уже опытного спортсмена.
– На этом уровне человек, которого я тренирую, для меня как мой ребёнок. На соревнованиях слежу, чтобы он поспал, поел, размялся, чтобы вовремя подготовился. Здесь уже более личные отношения. Спортсмены высокой квалификации – они работают уже на определённой грани. Они уже не просто тренируются. Спорт – тяжёлое ремесло, включая и травмы, да и вообще всё.

– Каким поступком ваших учеников вы можете гордиться?
– Расскажу вам один случай. Это было первенство России. Самвелу Казаряну в первой схватке травмировали голеностоп, но он не отказался от участия и выиграл эту схватку, а затем выиграл ещё восемь схваток и стал первым. Для тренера это намного больше, чем что-либо ещё. Это достойный поступок спортсмена. Там я увидел нашу совместную работу. Самвел с травмированной ногой стал первым.

– В заключение нашей беседы какой совет вы дали бы молодым спортсменам?
– Прежде всего, и это главное, должны быть доверие и взаимопонимание. Без этого ничего не получится. Тренер не должен быть над спортсменом. Тренер должен уважать и понимать своего спортсмена, каким бы тот ни был. А спортсмен должен оправдать доверие тренера. 

Спорт – это не просто тренировки в зале, это часть жизни. Тренер-наставник вкладывает в ученика намного больше, чем просто время. Он делится всеми своими знаниями, готов всегда выслушать и направить. От того, насколько спортсмен уважительно относится к своему тренеру, зависит его успех.