13 августа
2022 года
поделиться
Выпуск: 631, Сафар 1443
Категория: Религия

Умайр ибну Саад رضي الله عنه

«Твой Владыка подтвердил твои слова, о юноша». Мухаммад, Посланник Аллаhа ﷺ

С раннего детства мальчик Умайр ибн Саад в полной мере вкусил горечь сиротства и нищеты. Его отец отправился к Господу, не оставив ребёнку ни имущества, ни кормильца.

Однако мать Умайра очень скоро вышла замуж за одного из состоятельных людей племени аль-Авс по имени аль-Джулас ибн Сувайд, который обеспечил мальчика всем необходимым и принял в свою семью. Доброта, забота, искреннее внимание и любовь аль-Джуласа заставили Умайра забыть, что он сирота.
По мере того как рос и мужал Умайр, аль-Джулас любил его всё больше и больше, восхищаясь проявлениями ума и дарований, которые были очевидны во всём, что он делал, а всем поступкам Умайра была свойственна честность.

Озарение сердца верой

Незадолго до того, как Умайру исполнилось десять лет, мальчик принял исламскую веру. Эта вера прочно вошла в его юное сердце и в его чистой душе нашла благодатную почву. Несмотря на свой юный возраст, Умайр никогда не опаздывал на намаз, совершая его за Посланником Аллаhа r. Мать Умайра всегда радовалась, когда видела его идущим в мечеть или обратно, с её мужем или одного.
Таким образом и протекала в довольстве и достатке жизнь молодого Умайра ибн Саада, благополучию которого ничто не грозило вплоть до той поры, когда Всевышнему было угодно подвергнуть юношу серьёзному испытанию. 

В девятом году по хиджре (мусульманскому летоисчислению) Пророк ﷺ возвестил о своей решимости выступить в поход на Табук против византийцев, повелев всем верующим готовиться и оснащаться необходимым снаряжением.

Подготовка к военному походу

Обычно, собираясь в военный поход, Посланник Господа ﷺ не заявлял о своей истинной цели, называя не тот район, куда он хотел выступить, маскируя свои истинные намерения. Однако на этот раз Пророк ﷺ сразу открыл людям, что целью похода является Табук, учитывая его удалённость, сложность пути и силу противника. Все люди должны были знать сложность стоящей перед ними боевой задачи, чтобы самым тщательным образом приготовиться к ней лично, а также обеспечить всё необходимое для её выполнения. Несмотря на то, что наступило лето, стояла сильная жара, созрели плоды, тень манила к себе, а душами овладевали расслабленность и леность, все мусульмане вняли призыву своего Пророка ﷺ, начав активную подготовку и оснащение армии.

В один из дней Умайр ибн Саад вернулся домой после намаза, совершённого им в мечети, с душой, преисполненной самых блестящих впечатлений от готовности верующих к любым жертвам, в чём он убедился воочию.

Умайр видел женщин, которые шли к Пророку ﷺ, снимали свои украшения и отдавали ему, чтобы он на эти средства оснастил армию.
Он собственными глазами видел, как Усман ибн Аффан رضي الله عنه принёс мешок с тысячью золотых динаров и вручил эти деньги Пророку ﷺ.

Умайр видел, как Абдуррахман ибн Авф رضي الله عنه с мешком на плече, в котором было двести унций золота, пришёл к благородному Пророку и отдал ему это богатство.

Он видел даже человека, который продал свою постель, чтобы на вырученные деньги купить меч и сражаться им во имя Господа.
Перед взором Умайра вновь и вновь проходили эти уникальные и блестящие картины. Одновременно он удивлялся тому, что аль-Джулас не спешил собираться выступить в поход вместе с Посланником Аллаhа ﷺ и медлил со своим вкладом в общее дело, несмотря на большие возможности и богатство.
Надежда и разочарование

Стремясь пробудить в душе аль-Джуласа должный пыл и энтузиазм, Умайр стал рассказывать ему об увиденных и услышанных событиях, сделав упор в особенности на то, как группа правоверных пришла к Пророку ﷺ и стала страстно упрашивать его включить их в своё войско. Однако Пророк отказал им, мотивируя это тем, что у него нет скаковых животных, чтобы посадить на них всех желающих. Со слезами на глазах и в глубокой печали они ушли от него, потому что им не удалось осуществить своё стремление участвовать в борьбе за веру.

Однако аль-Джулас почти не слушал то, что рассказывал Умайр, и в конце концов с его языка слетели слова, которые до глубины души поразили юношу и привели его в сильнейшее недоумение.

Умайр услышал, как он сказал: 
– Если Мухаммад ﷺ искренен в своих так называемых пророчествах, то тогда мы хуже ишаков…

Услышав это, Умайр пришёл в замешательство и растерянность. Он никак не мог предположить, что с языка такого умного и почтенного человека, каким был аль-Джулас, могли сорваться подобные слова. Сказавший подобное, таким образом, сразу же ставил себя вне рамок веры.
Умайр ибн Саад стал размышлять о том, что в такой ситуации необходимо предпринять. Если умолчать о словах аль-Джуласа и не выдать его, то это будет изменой Господу и Его Посланнику ﷺ, а также нанесёт ущерб религии, против которой лицемеры плетут свои заговоры и готовят всяческие происки. Если же рассказать об услышанном, то это станет непослушанием человеку, ставшему для Умайра вторым отцом, и чёрной неблагодарностью за всё то добро, что он сделал для него. 

Выбор в пользу веры

Юноше предстояло сделать выбор из двух вариантов, один из которых был тяжелее другого. Тем не менее, вскоре он сделал свой выбор…

Умайр повернулся к аль-Джуласу и сказал: 
– Клянусь Аллаhом ﷻ, о Джулас, после Мухаммада ибн Абдуллы ﷺ ты для меня самый любимый человек на всей земле. Нет никого другого, кто был бы так любим и близок мне, кто сделал мне так много добра. Если я расскажу то, что ты сказал, то тем самым я выдам и опозорю тебя. Если же я скрою это, то тем самым изменю своей чести, погублю свою душу и веру. Я решил идти к Пророку ﷺ и сообщить ему о твоих словах. Будь же в курсе того, как обстоят твои дела.
Юный Умайр ибн Саад направился в мечеть и сообщил Пророку ﷺ то, что услышал от аль-Джуласа.

Посланник Аллаhа ﷺ оставил юношу у себя, а сам послал одного из своих сподвижников за аль-Джуласом.
Прошло совсем немного времени, и появился сам аль-Джулас. Поприветствовав Пророка ﷺ, он уселся напротив него. 

Пророк ﷺ спросил:
– Что за слова услышал от тебя Умайр ибн Саад?
Затем он напомнил ему, о чём идёт речь.

Аль-Джулас воскликнул:
– Это наговор, о Посланник Аллаhа ﷺ, так как я ничего подобного не говорил!
Сподвижники Пророка ﷺ стали поочерёдно переводить свои взоры с аль-Джуласа на Умайра ибн Саада и обратно, как будто хотели прочесть на их лицах то, что скрывают их души.

Повернувшись к Умайру, Посланник Аллаhа v заметил, что его лицо налилось кровью, а из глаз обильно лились слезы, скатываясь по щекам и груди. Умайр страстно повторял:
– О Аллаh ﷻ, ниспошли Твоему Пророку v ясность относительно слов моих… 
Аль-Джулас бросился оправдываться: 
– То, что я сказал тебе, о Посланник Аллаhа ﷺ, сущая правда. Перед тобой я клянусь Господом, что не говорил подобных слов.

Откровение Господа

Когда аль-Джулас закончил клясться и взоры присутствующих обратились к Умайру ибн Сааду, они увидели, как лицо Пророка ﷺ озарилось божественным умиротворением. Сподвижники поняли, что к нему снизошло откровение Господа. Они тут же прекратили все разговоры и в глубоком молчании застыли на своих местах, устремив свои взоры на Пророка ﷺ. В это время аль-Джулас стал проявлять сильное беспокойство и страх, тогда как Умайр застыл в страстном желании и нетерпении. То же чувство испытывали и все остальные до тех пор, пока с лица Пророка ﷺ не исчезли признаки божественного откровения.

Пророк ﷺ торжественно передал слова Всевышнего (смысл комментария к 74-му аяту суры «Ат-Тавба»): «Они (лицемеры) клянутся Аллаhом ﷻ, что не сказали ничего (плохого о тебе, Мухаммад ﷺ), однако они сказали слова неверия и отвернулись от веры после того, как приняли Ислам. И они замышляли то, чего не смогли сделать...».

Услышав это, аль-Джулас содрогнулся от ужаса и от испуга почти потерял дар речи. Обратившись через некоторое время к Пророку v, он сказал: 
– О Посланник Аллаhа ﷺ, я был лжецом. Я молю Аллаhа ﷻ, чтобы Он принял моё покаяние. Да буду я выкупом за тебя, о Посланник Аллаhа ﷺ!

После этих слов Пророк ﷺ взглянул на юного Умайра и увидел, как слёзы радости обильно текут по его лицу, озарённому светом истинной веры.
Посланник Аллаhа ﷺ протянул свою благородную руку и, нежно взяв Умайра за ухо, спросил: 
– Доволен ли ты тем, что услышал, о юноша? Твой Владыка подтвердил твои слова.
После этого аль-Джулас вернулся в лоно Ислама и стал примерным верующим.
Когда кто-либо упоминал имя Умайра, аль-Джулас говорил: 
– Он спас меня от безбожия и снял с моей шеи огненную петлю.

Адиль Ибрагимов