26 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Религия

Наша дорога и опасна, и трудна

Каждый водитель должен знать, что из-за его халатности и безответственности, из-за несоблюдения правил обслуживания и вождения может произойти авария и что за это ему придётся держать ответ и в этом,

  и в потустороннем мире.    
Богослов Курамухаммад-хаджи Рамазанов 

Профессия водителя мало у кого вызывает восторг. Но нам удалось пообщаться с очень интересным, смелым, жизнерадостным, широкой души человеком – Василием Тарских. За 47 лет работы он проехал многие тысячи километров. Опытный водитель, он рассказал нам много интересного. 
– Не окончив 9-й класс в детдоме, я поступил учиться в ПТУ, – начал свой рассказ Василий Васильевич. – А в детский дом я попал, потому что мой отец был уже стар. У него была непростая жизнь. В 17 лет, в 1914 году, отец ушёл на Первую мировую войну. В июне 1941 года встретил Вторую мировую войну и закончил её 2 сентября 1945 года здесь, на Дальнем Востоке, освобождая Сахалин. Вообще, он не любил говорить о войне. Но его друзья, которые прошли с ним этот тяжёлый путь, рассказывали о многом. На этих историях я учился. Так вот, после того как я оставил 9-й класс, поступил в ПТУ на токаря. Одновременно из военкомата меня направили учиться на водителя. Работа токаря была мне не по душе, и я уволился, одновременно оставил уроки вождения. Когда пришёл отметиться в военкомат, у нас была долгая беседа насчёт учёбы. И направили они меня помощником к мотористу.

– Были сложности в обучении?
– Знаете, как тогда учили? Я пришёл, моторист меня встретил тепло. И говорит: видишь – двигатель, а вот ванна. Берёшь его, разбираешь, моешь в ванной керосином и складываешь по полочкам. Так я делал ровно две недели. А потом говорит: научился разбирать, а теперь давай собирать. Пока выполнял свою работу, я часто наблюдал за ним, как он собирал двигатель. И мне не составило особого труда делать это. А после того как я получил права, мне дали ГАЗ 51, так сказать «из-под забора». Его необходимо было восстановить, что я и сделал. Так начал работать на машине.

– И много где трудились?
– Я работал в ДСУ 2, на бензовозе, строил дорогу Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре. После этого до 1993 года был в милиции водителем в группе захвата. Можно сказать, что я всегда был за рулём и плюс подрабатывал в строительной бригаде, восстанавливали Хабаровский государственный художественный музей и много других объектов, дорог и мостов.

– Случалось ли с вами что-нибудь интересное на дороге?
– Много разного было. Однажды ехал один по тайге и застрял в яме. Вылезти не смог. Закрыл машину, взял компас, навигатор, карту и пошёл пешком. Это было недалеко от одной станции. Я прошёл около 15 км. Слышу, работает дизель. До станции оставалось ещё 20 км, а оттуда до трассы ещё пять. Смотрю, что-то чернеет вдали, выхожу, а там пашня огромная и трактор. Работал на нём совсем мальчишка. Он удивился, увидев меня. Я подошёл, объяснил ситуацию. И мы с ним поехали вытаскивать мою машину. Я предложил ему деньги, но он отказался. Тогда я предложил ему кофе, сварили прямо у меня в УАЗике, выпили, и он проводил меня до ближайшего села. Как говорится, мир не без добрых людей. Это некий закон трассы. 
Я очень часто попадал в тяжёлые ситуации, мне много помогали совершенно незнакомые люди, также помогал и я. Особенно зимой, когда температура в некоторых районах доходит до –40 градусов. Видишь – человек стоит у дороги, остановись, спроси, может, помощь какая нужная. Потому что просто-напросто он может там погибнуть. Однажды мы ехали по работе, со мной были топографы, геологи. Там не было дорог, только направления. Я, как смог пробиться через снег, подвёз их, дальше шли пешком. Ветер, снег, с нами необходимые инструменты, идём колонной. Недалеко мы нашли джип. Ребята, которые ехали на нём, сняли запаску колеса и подожгли её, чтобы не замёрзнуть. Оказывается, топливо закончилось у них, было очень холодно, а они легко одетые. Мы их забрали на свою базу, отогрели, напоили, машину вытащили, заправили и отправили ребят в путь.

– Какими качествами должен обладать человек, севший за руль автомобиля?
– В первую очередь водителю необходимо самосознание. Если не получается с техникой, никогда не поздно учиться. Мне 65 лет, и мне не стыдно подойти к молодому и попросить совета. Мне не составит труда остановить машину и спросить, нужна ли помощь. В основном, когда молодые получают права, то считают, что они уже хорошие водители. А у них в крови адреналин, и им надо показать себя. Часто это заканчивается печально. 
Правила безопасности на дороге написаны кровью. Необходимо их соблюдать. Всегда надо оставаться человеком, независимо от того, где ты и кто перед тобой. Бывает, лежит человек на земле, а все мимо проходят, думают, напился. Подойдёшь, а запаха нет. К сожалению, сейчас мало кто подходит, а раньше это было распространено. Возможно, ему просто плохо. Вызвать скорую и отправить в больницу не так сложно. Разве есть разница, нормально он одет или нет? В первую очередь он человек. 

Однажды я нашёл такого. Смотрю – пульса нет. Вызвал скорую, его забрали. Через два месяца я встретил его, он оказался бездомным. Но что интересно, он знал шесть иностранных языков, был когда-то профессором. Но жизнь так сложилась у него, и это может случиться с каждым. 
Мы живём в многонациональной стране. Хотелось бы, чтобы молодёжь была более культурной в отношении друг друга, а также при общении со взрослыми. Относитесь к человеку так, как  хотели бы, чтобы относились к вам, независимо от его положения, веры или цвета кожи.

– Что важнее на дороге: теория или опыт вождения?
– Всё вместе. Важна как теория, так и практика. За рулём мы сидим в самых разных погодных условиях, и днём, и ночью. Опыт приходит с годами, через различные ситуации, с которыми сталкиваемся каждый день на дороге. В пути, как и в обычной жизни, необходимо уважать друг друга, уступать, помогать, включать заранее сигналы поворота.

– Что для вас самое дорогое в этой профессии?
– Дороги и баранка. Новые люди, общение, ведь у каждого своя интересная история. Я сейчас на пенсии, но продолжаю работать водителем на «Почте России». Но тайга, дальние поездки – это совсем другое. К этому тянется моя душа.

Айшат Расулова