13 августа
2022 года
поделиться

Ответы на вопросы от 1.07.2021 (по Ханафи)

1.Можно ли женщинам следовать за покойным, когда его несут на кладбище?

Великий учёный Хасан ибн Аммар аш-Шурунбуляли в своей книге «Марак иль-Фалях» об этом пишет следующее: «Следование женщин за покойным является нежелательным действием».

Имам ат-Тахтави, разъясняя эти слова, пишет: «То есть (это является) нежелательным, близким к запретному, как об этом сказано в книге «Ад-Дурру ль-Мухтар».

2.Слышал, что по самоубийцам не совершают погребальную молитву (джаназа). Так ли это? 

Имам Аляуддин аль-Хаскафи в своей книге «Ад-Дурру ль-Мухтар» пишет: «Того, кто совершил самоубийство, даже если это намеренно, купают и совершают по нему погребальную молитву (джаназа). Согласно этому мнению выносится решение».

Имам Ибн Абидин в своих субкомментариях пишет: «В хадисе, повествующем о том, что Пророк Мухаммад ﷺ не совершил погребальную молитву по самоубийце, нет указания на то, что этого нельзя делать. Очевидно, что он отказался (совершать погребальную молитву), чтобы удержать других от подобного поступка (самоубийства)…

Из этого хадиса не следует, что никто из сподвижников Пророка ﷺ не совершил намаз по самоубийце, ибо, если это было запретным, Посланник Господа ﷺ ясно указал бы на это». 

Заключение:
Самоубийство – это тяжкий грех, но, тем не менее, если человек был верующим мусульманином и он совершит самоубийство, то по нему совершают погребальную молитву.

3.Является ли шерсть кошки наджасой (нечистотой)? И если на одежде или молитвенном коврике будет три волоса и более, будет ли действительным намаз?

Любая часть животного, в которой не протекает кровь, не становится наджасой со смертью животного или отделением от него какой-либо части тела. Будь это шерсть, волосы, отрезанные перья, рога, копыта, кости, если на кости нет жира (так как сам жир является нечистотой). Если же жир уйдет, то кость будет считаться чистой. И так же если перья были выщипаны, то их основание будет считаться нечистотой. Исключением является свинья, и любая часть её тела является наджасой. («Марак аль-Фалях»)

Заключение:
Кошачья шерсть не является наджасой, поэтому наличие на теле или молитвенном коврике её волос не влияет на действительность намаза. 

4.Считается ли развод, если муж произнёс слова развода во время месячных жены?

Да, развод считается. («Лубаб фи Шархи Китаб»)

5.Имущество человека в его отсутствие находилось в руках другого, постороннего человека, и этот человек потратил это имущество на содержание родителей хозяина имущества без ведома того. Обязан ли он возместить это имущество хозяину?

Если трата на содержание родителей происходила с согласия имама той местности, где проживали родители того человека, то он не обязан их возместить хозяину. В случае если он самостоятельно распорядился имуществом другого человека, то он обязан возместить. («Ат-Тасхил ад-Дурури ли-масаил аль-Кудури»)

6.Обязательно ли произносить «бисмиллях» («во имя Аллаhа I») при заклании животного? 

Не дозволяется есть животное, если при его заклании намеренно не было произнесено «бисмиллях». Однако, если человек забыл произнести «бисмиллях», тогда мясо такого животного дозволено для употребления. («Хашияту ибн Абидин»)

7.Если муж на заработках и не видел свою жену целый год, то нужно ли заново заключать никях (брак)?

По какой бы причине и в течение какого бы срока муж ни отсутствовал, если он не дал развода, то она остаётся его женой и нет необходимости заново заключать никях. («Лубаб фи Шархи Китаб»)

8.После смерти человека сколько дней полагается собираться во дворе для соболезнования? 

После похорон человека желательно провести тазият (соболезнование) в течение первых трёх дней после похорон. Собираться более трёх дней является порицательным действием (карахат). Если люди, желающие приехать на соболезнование, находятся вдали и не успели или не смогли приехать в течение первых трёх дней, то разрешается продлить тазият более трёх дней. Родным (мужчинам) умершего можно для соболезнования собираться во дворе, соблюдая все нормы религии (т.е. не ведя ненужных речей, не клевеща, не злословя, не смешиваясь с посторонними женщинами и т.п.). Также нельзя, чтобы мужчины стояли по обе стороны и посередине проходили женщины. («Дурр уль-Мухтар») 

9.Сколько ракаатов должно быть в витру-намазе и в тахаджуде? Есть ли в них ограничения или можно делать их сколько захочется? 

Витру-намаз состоит из трёх ракаатов. Совершают его в три ракаата, одним саламом, и во всех ракаатах читают суру «Аль-Фатиха», а за ней любую другую суру. Желательно в первом ракаате читать «Аль-А’ля», во втором – суру «Аль-Кяфирун», а в третьем – суру «Ихляс». В витру-намазе кунут читают в третьем ракаате, после чтения дополнительной суры, до совершения поясного поклона (руку’). Тахаджуд-намаз – очень ценный намаз. Количество его ракаатов – от двух до восьми. Лучшим является совершение восьми ракаатов – по два ракката. («Марак аль-Фалях»)

10.Можно ли женщинам совершать намаз без носков? 

Лучше будет, если женщины будут совершать намаз в носках. Так как существуют два мнения по поводу того, являются ли стопы ног женщин авратом (запретными частями тела) или же не являются. По одному из этих двух мнений, стопы ног женщины являются авратом, и если у женщины выявится 1/4 части стопы, то намаз не зачитывается, а по другому мнению – стопы ног женщин не являются авратом. («Аль-Лубаб»)

11.Можно ли совершать омовение водой, в которую попала использованная вода при обязательном омовении или купании? 

Можно, если неиспользованной воды больше, чем использованной. Если количество чистой воды и использованной одинаковое или использованной воды больше, то эта вода не пригодна для омовения. («Марак аль-Фалях») 

Мухаммад-фарук Азимов. тел.: +7 967 939 65 62