19 апреля
2024 года
поделиться
Категория: Вопрос - ответ

Ответы на вопросы от 1.06.2021 (по Шафии)

В каких случаях можно давать клятву, а в каких нельзя? И можно ли нарушать клятву?

1. Дать клятву совершить обязательное действие или не сделать запретного является богоугодным деянием. Такую клятву запрещено нарушать, и если нарушить, то необходимо выплатить штраф (каффарат аль-ямин).
2. Дать клятву оставить обязательное действие или совершить запретное является запретным. Такую клятву необходимо нарушить и выплатить штраф.
3. Дать клятву совершить желательное действие или не совершать нежелательного действия является также богоугодным деянием. Такую клятву нарушить нежелательно, и если нарушить, то необходимо выплатить штраф.
4. Давать клятву не совершать желательного действия или совершить нежелательное действие нежелательно. Нарушить такую клятву желательно, и после нарушения нужно выплатить штраф.
5. Давать клятву не совершать или совершать дозволенное, например не кушать определённую еду, является нежелательным, а значит, нарушить такую клятву желательно и нужно выплатить штраф. Однако давать такую клятву является богоугодным делом, если делать это с благим намерением, связанным с верой, к примеру дать клятву не надевать определённую одежду, которую не надевали праведные предшественники, уподобляясь им, а значит, и нарушить такую клятву нежелательно, а если нарушить, надо будет выплатить штраф.
Давать клятву при необходимости, например для утверждения или возвеличивания своей правдивой речи либо для подтверждения своей правоты в судебном процессе, является дозволенным.

Примечание:

Штраф выплачивается в следующем порядке:
1. Накормить десять бедняков, отдав каждому минимум по одному мудду (576 г) пшеницы (основной продукт в данном населённом пункте), или же отдать каждому что-либо из одежды, можно и ношеную. Разрешается детскую одежду отдать взрослому и наоборот, мужскую одежду отдать женщине и наоборот. Достаточно отдать женские платки, мужск
ие тюбетейки. Нельзя давать обувь, в том числе сандалии и тапочки, а также носки.
2. Если нет возможности совершить вышесказанное, то необходимо соблюсти три дня поста, необязательно подряд, но желательно. 
(«Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аш-Ширвани)

Дозволяется ли отвечать на азан человеку, которому необходимо сделать полное омовение? И каково решение учёных относительно поминания Всевышнего без омовения?

Отвечать на азан при отсутствии полного или малого омовения дозволено, так как омовение не является условием для поминания Всевышнего Господа или обращения к Нему с мольбой. И также нет в этом нежелательности. 
(«Хашия аш-Ширвани»)

Можно ли прерывать возмещаемый пост месяца Рамадан без какой-либо причины?

Тому, кто возмещает пропущенный пост месяца Рамадан, запрещено прерывать его без существенного повода, даже если пост был пропущен по уважительной причине.
Тот, кто прервёт возмещаемый пост, не обязан воздерживаться от всего, что его нарушает, в течение всего оставшегося дня, как это было предписано в месяц Рамадан. («Тухфат аль-Мухтадж»)

Кто должен выплачивать закят (обязательную милостыню) с бизнеса, если двое заключили сделку мудараба (отдача денег другому для бизнеса с договором делить прибыль пополам или в другом соотношении)?

В случае сделки мудараба закят должен выплатить хозяин основного капитала. Закят выплачивается с основного капитала и общей прибыли.
Сумма закята высчитывается с общей прибыли. К примеру, Али отдал Умару один миллион рублей для сделки мудараба с договором поделить прибыль пополам. В конце года они получают прибыль в один миллион рублей. В этом случае Али выплачивает закят 2,5% (50 тысяч рублей) с двух миллионов рублей (один миллион – основной капитал, и второй миллион – прибыль), и высчитывают эти 50 тысяч с общей прибыли.
В итоге остаётся 1 млн 950 тысяч рублей, из них 1 млн 475 тысяч принадлежат Али, а 475 тысяч принадлежат Умару. 

(«Тухфат аль-Мухтадж»)

Надо ли платить закят с денег, которые отданы в долг, если сумма большая? 

За деньги, которые отданы в долг, закят необходимо выплатить. Однако условия выплаты закята с них зависят от некоторых обстоятельств. 
Если наступило время выплаты долга, но кредитор не может забрать его ввиду неплатежеспособности должника, отказа вернуть долг или невозможности доказать наличие долга,  то он не обязан выплачивать закят с этих денег, пока вся сумма не будет возвращена. Надо также учесть, что если долг вернут через несколько лет, то необходимо выплатить закят за все эти годы. 
Такое же решение действует, если время долга не наступило.
Если время возврата долга наступило, и ваш должник имеет возможность вернуть долг и собирается это сделать, то в этом случае кредитор обязан выплатить закят, даже если он ещё не получил свои деньги на руки. 

(«Тухфат аль-Мухтадж»)

Что предпочтительнее: пойти в мечеть на коллективный намаз или остаться дома и совершить его с женой, матерью и т. д., чтобы они не лишились вознаграждения за коллективную молитву?

Если в случае ухода мужчины в мечеть на намаз его семья лишается возможности совершить коллективную молитву, ему предпочтительнее остаться дома и совершить намаз с семьёй, при условии если из-за его отсутствия в мечети прихожане не останутся без коллективного намаза.
Подобное содействие семье в совершении коллективного намаза будет равноценно вознаграждению за намаз в мечети или даже больше.
Если же мужчина может вернуться и совершить коллективный намаз дома с семьёй, то лучше сначала совершить намаз в мечети, затем вернуться и совершить его с домочадцами. 

(«Нихаят аль-Мухтадж», «Тухфат аль-Мухтадж» с субкомментариями имама аль-Курди, «Хашия аш-Ширвани»)